а у меня впечатление от рассказа какое-то перпендикулярное общему и против шерсти получается ....
Вот где, в чем все увидели пафос мотива Данко, преодоления себя, "порыв к освобождению от сковывающих уз", "прочь от неумолимых правил и законов, из мира необходимости, ни во что не ставящего движения и порывы одной отдельно взятой жизни, отдельно взятой души"? Если принять за ГГ Ника то, при всей симпатичности этого персонажа, все перечисленные мотивации к нему не приложимы же, он, скорее, просто следует инстинктивному, рефлекторному желанию быть рядом с любимым и дорогим человеком до конца. Так же, как и Дайана. Мотива подвига и борьбы нет в его решении. И нет, или не показано автором, стремления к гибели потом .... дальнейшее не было его личным выбором.
Главный герой - Вилмар? Но тогда это рассказ о безответственности, вообще-то, о слабости и малодушии. Он же, получается, в этом сообществе лидер не только в хозвопросах, но и идеолог, раз все построено на его "Дерзании". В правильности коего он, судя по всему, все двадцать лет все же сомневается. И итог? Вдруг ему открывается типа истина: «Именно это – их путь, их исцеление, а иначе – гибель»? Это?!" ..... и он решает красиво самоубицца. Бл...., а сородичи твои? Со "сбитыми" тобой же ориентирами? Пусть загибаются в этом эволюционном тупике?
Хотя гуманистический пафос в рассказе конечно же есть! Образ Ирмы, пусть и мрачновато, но показывает, что никакие идеологические надстройки и гнет обстоятельств не могут изжить такое простое человеческое качество, как женская ревность
А в литературном плане рассказ, конечно, мощный. Настолько, что даже не хочется придираться, почему же в обществе, где осилили науко- и энергоемкое производство углепластиковых одежек, не сделали хотя бы тепличку
