Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
Близкий товарищ Александра Миронова по ленинградскому литературному андерграунду, опять же Вики в помощь. Рассказ довольно малоизвестный, и в данном случае привожу целиком, ибо из песни слова не выкинешь.
– Сегодня мы тебя выпорем, – сказали ребята Сереже. – Так что после шестого урока приходи в гимнастический зал.
Сережа покраснел.
– Конечно! А ты тоже там будешь? – спросил он Витю Борисова.
– А как же! Обязательно: мы же друзья...
Но тут зазвенел звонок, и мальчики побежали в класс.
Андрей Владимирович рассказывал про кругосветное путешествие Магеллана. Все слушали, затаив дыхание, и только Сережа все ерзал.
– Галя! – позвал он, наконец, шепотом. – Галя!
– Тсс! – отмахнулась она. – Не мешай!
Сережа вздохнул, достал из парты листок бумаги и начал рисовать корабль, мчащийся на всех парусах. Он так увлекся, что не заметил, как Андрей Владимирович тихо подошел к нему, встал сзади и стал внимательно глядеть на рисунок.
Сережа нарисовал на палубе высокого бородатого человека со шпагой в руках и подзорной трубой под мышкой, потом большими буквами вывел на борту «Санта Мария», взял рисунок, гордо откинул назад голову и с удовольствием стал рассматривать, что получилось.
– Молодец! – сказал Андрей Владимирович.
Весь класс облегченно перевел дух. Сережа вздрогнул и обернулся.
Андрей Владимирович стоял позади него, и лицо его светилось.
– Молодец, Сережа! Молодец! – повторил Андрей Владимирович. – Знаешь, ведь ты нарисовал «Санта Марию» именно так, как я ее всегда себе представлял...
– Вы знаете, ребята, – продолжал он, обращаясь уже ко всему классу, – ведь я, когда мне было столько же лет, сколько сейчас вам, мечтал стать моряком... Но вот, так моя мечта и не сбылась... Знаете, я раньше часто представлял себе: большой корабль, он мчится по волнам куда-то вдаль, свистит ветер, скрипят мачты... Помните: «Белеет парус одинокий...» Вот и я мечтал... Представляете – никого, никого на много-много миль кругом, и мчится по волнам корабль на всех парусах... Сережа станет замечательным художником, я верю!
И Андрей Владимирович долго еще рассказывал притихшему классу о море, о парусниках, о чайках...
Никто не заметил, как кончился урок, пролетела перемена, как прозвенел новый звонок... Все очнулись только тогда, когда Иван Антонович, директор, стуча палкой вошел в класс и положил на стол толстый тяжелый портфель.
Андрей Владимирович недоуменно посмотрел на вошедшего директора, пожал плечами и тихо сказал:
– Вот... заболтались мы тут с ребятами! – и вдруг, всхлипнув, выбежал из класса.
– Андрей Владимирович! – хотел крикнуть Сережа. – Пожалуйста, приходите после шестого урока в спортзал – меня там пороть будут! – но осекся, подумав, что, если узнает Иван Антонович, то, может, чего доброго, все запретить.
Так Сережа и не пригласил Андрея Владимировича – тот сразу же после своего урока ушел домой. Расстроенный, возвращался Сережа из учительской...
«А Галя? – спохватился он вдруг. – Что же это я?» – и побежал ее разыскивать.
Когда до начала последнего урока оставалось уже минуты две, Сережа подбежал к ней и быстро заговорил: – Галя! Я хочу тебя пригласить... Ты, пожалуйста, не отказывайся... Знаешь, после этого урока меня в спортзале будут пороть! Ты придешь, а? Приходи, пожалуйста! Я и Витю уже позвал...
– Правда? Будут пороть? Ремнями?.. Обязательно приду. Спасибо тебе, Сережа.
Она улыбнулась, посмотрела на совсем красного от смущения Сережу и добавила:
– Спасибо... Я этого не забуду, Сережа!
И тут же, сама вспыхнув, побежала в класс.
Весь последний урок мальчики перешептывались друг с другом, и записочки летали с парты на парту.
Сидевшая впереди Галя строго смотрела прямо перед собой. Только один раз она обернулась, посмотрела на Сережу, покраснела до самых ушей, быстро отвернулась и уткнулась в свою тетрадь.
Наконец прозвенел долгожданный звонок.
Сережа с бьющимся сердцем медленно собрал тетради, застегнул портфель и вышел из класса.
К нему навстречу шагнул Валера Смирнов.
– Мы тут, Сережа... – сказал он. – Мы тут решили... Ну, в общем, мы не будем тебя пороть: ты такой рисунок нарисовал... Ты нас извини...
– То есть как так – не будем?! – воскликнул Сережа. – Вы что, за дурачка меня считаете, что ли?
– Да нет... Ну, понимаешь, Сережа, – нельзя... Ты ведь... Да ну тебя вообще! – махнул Валера рукой и быстро зашагал по коридору.
Сережа остался один. Постояв несколько минут на одном месте, он растерянно огляделся и побрел на третью лестницу.
На лестнице, в углу стояла Галя, уткнувшись лицом в стенку, и плакала. Ее плечи вздрагивали. Под ногами валялся мокрый носовой платок.
– Галя, – сказал Сережа тихо. – Ты что?..
– Он ещё спрашивает! – всхлипывая, закричала Галя. – Как тебе не стыдно? Что же ты мне наврал? Я, как дура, побежала скорей к спортзалу, – а там, конечно, никого нету... Ты врун! Обманщик!
Она быстро нагнулась, схватила платок и побежала вниз по лестнице.
– Галя! – крикнул Сережа. – Галя!
Но она даже не обернулась.
Сентябрь 1968
– Сегодня мы тебя выпорем, – сказали ребята Сереже. – Так что после шестого урока приходи в гимнастический зал.
Сережа покраснел.
– Конечно! А ты тоже там будешь? – спросил он Витю Борисова.
– А как же! Обязательно: мы же друзья...
Но тут зазвенел звонок, и мальчики побежали в класс.
Андрей Владимирович рассказывал про кругосветное путешествие Магеллана. Все слушали, затаив дыхание, и только Сережа все ерзал.
– Галя! – позвал он, наконец, шепотом. – Галя!
– Тсс! – отмахнулась она. – Не мешай!
Сережа вздохнул, достал из парты листок бумаги и начал рисовать корабль, мчащийся на всех парусах. Он так увлекся, что не заметил, как Андрей Владимирович тихо подошел к нему, встал сзади и стал внимательно глядеть на рисунок.
Сережа нарисовал на палубе высокого бородатого человека со шпагой в руках и подзорной трубой под мышкой, потом большими буквами вывел на борту «Санта Мария», взял рисунок, гордо откинул назад голову и с удовольствием стал рассматривать, что получилось.
– Молодец! – сказал Андрей Владимирович.
Весь класс облегченно перевел дух. Сережа вздрогнул и обернулся.
Андрей Владимирович стоял позади него, и лицо его светилось.
– Молодец, Сережа! Молодец! – повторил Андрей Владимирович. – Знаешь, ведь ты нарисовал «Санта Марию» именно так, как я ее всегда себе представлял...
– Вы знаете, ребята, – продолжал он, обращаясь уже ко всему классу, – ведь я, когда мне было столько же лет, сколько сейчас вам, мечтал стать моряком... Но вот, так моя мечта и не сбылась... Знаете, я раньше часто представлял себе: большой корабль, он мчится по волнам куда-то вдаль, свистит ветер, скрипят мачты... Помните: «Белеет парус одинокий...» Вот и я мечтал... Представляете – никого, никого на много-много миль кругом, и мчится по волнам корабль на всех парусах... Сережа станет замечательным художником, я верю!
И Андрей Владимирович долго еще рассказывал притихшему классу о море, о парусниках, о чайках...
Никто не заметил, как кончился урок, пролетела перемена, как прозвенел новый звонок... Все очнулись только тогда, когда Иван Антонович, директор, стуча палкой вошел в класс и положил на стол толстый тяжелый портфель.
Андрей Владимирович недоуменно посмотрел на вошедшего директора, пожал плечами и тихо сказал:
– Вот... заболтались мы тут с ребятами! – и вдруг, всхлипнув, выбежал из класса.
– Андрей Владимирович! – хотел крикнуть Сережа. – Пожалуйста, приходите после шестого урока в спортзал – меня там пороть будут! – но осекся, подумав, что, если узнает Иван Антонович, то, может, чего доброго, все запретить.
Так Сережа и не пригласил Андрея Владимировича – тот сразу же после своего урока ушел домой. Расстроенный, возвращался Сережа из учительской...
«А Галя? – спохватился он вдруг. – Что же это я?» – и побежал ее разыскивать.
Когда до начала последнего урока оставалось уже минуты две, Сережа подбежал к ней и быстро заговорил: – Галя! Я хочу тебя пригласить... Ты, пожалуйста, не отказывайся... Знаешь, после этого урока меня в спортзале будут пороть! Ты придешь, а? Приходи, пожалуйста! Я и Витю уже позвал...
– Правда? Будут пороть? Ремнями?.. Обязательно приду. Спасибо тебе, Сережа.
Она улыбнулась, посмотрела на совсем красного от смущения Сережу и добавила:
– Спасибо... Я этого не забуду, Сережа!
И тут же, сама вспыхнув, побежала в класс.
Весь последний урок мальчики перешептывались друг с другом, и записочки летали с парты на парту.
Сидевшая впереди Галя строго смотрела прямо перед собой. Только один раз она обернулась, посмотрела на Сережу, покраснела до самых ушей, быстро отвернулась и уткнулась в свою тетрадь.
Наконец прозвенел долгожданный звонок.
Сережа с бьющимся сердцем медленно собрал тетради, застегнул портфель и вышел из класса.
К нему навстречу шагнул Валера Смирнов.
– Мы тут, Сережа... – сказал он. – Мы тут решили... Ну, в общем, мы не будем тебя пороть: ты такой рисунок нарисовал... Ты нас извини...
– То есть как так – не будем?! – воскликнул Сережа. – Вы что, за дурачка меня считаете, что ли?
– Да нет... Ну, понимаешь, Сережа, – нельзя... Ты ведь... Да ну тебя вообще! – махнул Валера рукой и быстро зашагал по коридору.
Сережа остался один. Постояв несколько минут на одном месте, он растерянно огляделся и побрел на третью лестницу.
На лестнице, в углу стояла Галя, уткнувшись лицом в стенку, и плакала. Ее плечи вздрагивали. Под ногами валялся мокрый носовой платок.
– Галя, – сказал Сережа тихо. – Ты что?..
– Он ещё спрашивает! – всхлипывая, закричала Галя. – Как тебе не стыдно? Что же ты мне наврал? Я, как дура, побежала скорей к спортзалу, – а там, конечно, никого нету... Ты врун! Обманщик!
Она быстро нагнулась, схватила платок и побежала вниз по лестнице.
– Галя! – крикнул Сережа. – Галя!
Но она даже не обернулась.
Сентябрь 1968
- Solnce
- Сообщения: 883
- Зарегистрирован: Ср ноя 24, 2021 12:26 pm
- Откуда: Земли полуденной волшебные края
Re: Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
Замечательный рассказ, спасибо, Хаген. Интересно, а если бы это произведение попало на наш конкурс, то как бы к нему отнеслись? Есть желающие подискутировать? Давайте представим, что мы не знаем автора...
Re: Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
Да, рассказ хороший.
Мне кажется, многие сказали бы, что такой ситуации быть не могло. Мне непонятно, за что мальчики хотели выпороть главного героя и почему он этому радовался. Почему Сережа хотел позвать учителя и Галю?
- Solnce
- Сообщения: 883
- Зарегистрирован: Ср ноя 24, 2021 12:26 pm
- Откуда: Земли полуденной волшебные края
Re: Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
Мир рассказа немного напоминает "Отрывки из дневника". Для Сережи порка - это принятие в местный мужской мир. Вписка, кажется это так называется сегодня. Он хочет пригласить педагога и девочку. Андрей Владимирович тут интересная фигура. Настоящий учитель . Хотя не очень подходит ему "и вдруг, всхлипнув, выбежал из класса." (с)
А Галя Сереже нравится и он делится с ней личным. Это доверие.
А Галя Сереже нравится и он делится с ней личным. Это доверие.
Re: Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
Спасибо, Solnce.Solnce писал(а): ↑Ср дек 28, 2022 9:00 pm Мир рассказа немного напоминает "Отрывки из дневника". Для Сережи порка - это принятие в местный мужской мир. Вписка, кажется это так называется сегодня. Он хочет пригласить педагога и девочку. Андрей Владимирович тут интересная фигура. Настоящий учитель . Хотя не очень подходит ему "и вдруг, всхлипнув, выбежал из класса." (с)
А Галя Сереже нравится и он делится с ней личным. Это доверие.
Я еще заметила:
Напомнило недавнее обсуждение. А потом
Теперь я долго буду видеть в носовых платках символ любви
Re: Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
Да бог ты мой, это же просто абсурдистский рассказ в стиле обэриутов.
Re: Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
Вопросы по тексту. И при первом прочтении (давно) были, но теперь к Вам .
Почему Серёжа радуется порке? Причём настолько, что аж дорогих серду зрителей пригласил! Если это проверка/инициация для достойных, то почему отказали после его рисунка?
На земле
Re: Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
Да это же литература абсурда! В том-то весь и смак!
Re: Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
То есть, наличие логики и правдоподобности не нужно? Ну, тогда понятно!
На земле
Re: Владимир Эрль "После шестого урока", M/M
Не то что не нужно, а исключено! Тут всё должно быть максимально нелепо, но при этом по форме, так сказать, вполне соответствовать обычным стандартам. Эту манеру довёл до совершенства Владимир Сорокин, но это уж гораздо позже.