Конкурс ПиН-2022 - Arthur - №11. Пробуждение
-
- Сообщения: 905
- Зарегистрирован: Пт окт 22, 2021 2:41 pm
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Дисклеймер: как фантазия в декорациях крепостничества очень даже. Об исторической достоверности и речи нет, но вполне атмосферно. Написано с видимым удовольствием, автор заставил прошлое служить своим фантазиям, взяв его под уздцы самым решительным образом. Подобная смелость достойна искреннего уважения, но предполагая в авторе любовь и тягу к истории, я все же позволю себе обратить его внимание на некоторые аспекты времени, в которых разворачивается его повествование. Исключительно с целью помочь его более глубокому проникновению в исторический период и некоторые виды деятельности, ныне отошедшие в прошлое и мало кому известные, кроме узких специалистов. Тем более, что после April к литературному анализу можно больше ничего не добавлять. Итак:
Время тут действительно тургеневское, а вот текст - едва ли. Наверное, автор действительно вдохновлялся русской классикой, но местами из стилистики все-таки вывалился и кое-где получилось что-то очень похожее на имитацию "народного" языка из "Волчицы". Отсюда рискну предположить что это одна и та же рука. Или разные авторы черпали вдохновение из общего источника.
Касательно исторических аспектов. Время действия мы понимаем исходя из упоминания о стрельнинском имении Орловых. Конюшенный двор там возник в 50-е годы 19-го века, так что на страницах рассказа мы имеем дело с крепостным правом на самом его излете, то есть время самое что ни на есть тургеневское. Несколько удивило сравнение орловских конюшен с каргашинским заводом, да еще не в пользу последнего. Это странно, ибо орловский двор - всего лишь большая конюшня при имении, хотя и архитектурно выдающаяся. Но в Каргашино то большой конезавод, размах совершенно иной, да и с архитектурой там все замечательно. По некоторым данным это проект самого Бренны, в пользу чего, кроме почерка, говорит и его близкое знакомство с первыми владельцами каргашинской усадьбы. Все же, в рассказе речь идет о коневодстве, и тут каргашинские заводы куда масштабнее по размаху и успеху своей деятельности.
Впрочем, коневодство, по всей видимости, не очень близко автору как таковое. Иначе он выбрал бы другую породу для Балета. Нет, донская порода, конечно, широко была известна в России того времени и многие работали над ее улучшением. Но только для улучшения породы использовались как раз жеребцы других пород. В то время это были в основном породы с Кавказа, и лучшие заводчики стремились раздобыть карабахских и ахалтекинских лошадей, если ни арабских. Так что по-хорошему, Балету надо было бы аргамаком быть.
Нет, конечно, не исключен вариант, что с помощью донца улучшали какую-то другую породу, но тут даже трудно вообразить, что это за порода такая могла быть, что ее можно улучшить скрещиванием с донской. Которая сама по себе подвергалась улучшениям всю свою историю.
Донская лошадь - порода средненькая, и под седло, и в легкую упряжь годная. Без особенных скоростных качеств, зато весьма выносливая, а потому разводили ее в основном в расчете на массовые поставки в кавалерию. Лошадь недорогая, чтобы на такой породе заработать нужно ее массово производить. В насквозь коррумпированной николаевской России того времени этим в основном занимались помещики из крупных военных чинов, в основном - из донских атаманов - Иловайские, Денисовы, Орловы. Они держали крупные армейские подряды на ремонт, конкурировать с ними в этом было очень трудно.
Ну и по поводу объездки. Кто же возьмет на племя необъезженного жеребца? А если он в аллюре плох, засекает и вообще дурноезжий? Наследуются ведь не только экстерьер, но и рабочие качества. Не говоря уже о том, что на племя берут жеребца не моложе 2,5-3 лет, а к этому времени он уже должен быть объезжен. Племенного жеребца, чтобы он был в хорошей форме, нужно каждый день км по 10-12 проезжать, так что без объездки тут никак. Кстати, огромный и грузный Лукьян на роль объездчика, да еще начинающей лошади, кандидатура совсем неподходящая. Вес берейтора должен быть небольшим, иначе он просто задавит лошадь. Да и не стариковское это дело. В племенной конюшне в то время должен был быть профессиональный берейтор, часто нанятый за большие деньги из Европы, но кто поэкономнее нанимал из лезгин или калмыков, это был их национальный бизнес в то время. Из числа крепостных мужиков редко получались хорошие конюхи, годные для племенной конюшни. Откуда им научиться? В основном в такие места шли служить отставные нижние чины из кавалерии. Отсюда, кстати, и сложившаяся традиция поручать телесные наказания конюхам - бывшие солдаты и этот опыт на службе приобретали. И наказывали без жалости такие отставники поскольку не своих не жаль, а зачастую и презрение классовое так выражали - они то, вернувшиеся со службы, вольные государевы люди. Им господа социально ближе крепостной грязи, и те и другие - служивые. Опять же, в барской усадьбе конюхи кучера часто служили личной охраной господам от своих дворовых и крепостных, именно поэтому их брали из чужих, а не из своих, легко вступающих в сговор с местными. Это только так кажется, что крепостной народ был безропотен и покорен, на самом же деле крестьянство часто бунтовало и иной помещик без надежной охраны в свои деревни и не думал соваться. Впрочем, у него на то бурмистр имелся.
Это к вопросу о приглашении Лукьяна в господский дом. Дело почти немыслимое, если он сам крепостной. Его просто вызывали бы в контору, куда барин мог бы зайти, если не через бурмистра приказ передать. И дело не только в социальной сегрегации, но и в причинах сугубо бытовых. Вы представляете как вонял крестьянин того времени, особенно конюх? Кто же его в сапогах да на паркет и ковры пустит? А уж о том, чтобы снять с него сапоги и речи быть не может, потом неделю проветривать придется и ковры на выброс. Впрочем, тут сам хозяин стальными каблуками по дому стучит. Зачем они ему, да еще в собственном доме? Полы же в щепы. Да и тяжело. В то время дома ходили в домашних туфлях, а если состоятельный помещик и надевал сапоги, то мягкие. Кстати, обувь со стальными набойками появилась только в 20-м веке, до этого в каблук просто гвозди набивали, но это был признак бедности и способ сохранить обувь.
Тут вообще со временем вот какая штука: крепостничество середины 19-го века и помещичий быт все же сильно отличалось по своим нравам и обычаям от века 18-го. Конечно, кое-где время могло застыть, но все же автор нам показывает вполне современный дом довольно молодых владельцев, а не головлевскую усадьбу. Поэтому Даша должна быть уже горничной, а не сенной девкой. То есть она может, конечно, быть из дворни, но в таких домах прислугу обучали, им давали профессию горничной и так обычно и называли. Это уже не девка в сарафане с лентой, а барышня в дешевом, но платье с корсетом, пусть и из барских обносок. И место ее не в сенях, где кстати в приличном доме прислуга не жила, а только находилась во время службы, а на кухне, если по дому все дела сделаны. А в сенях должен спать гайдук или надворный казак, который дом сторожит. В то время это пять же кто-то из отставных служак или иноверцев, чтобы в сговор не втянули. Кто же дворовых на ночь в сенях оставляет, они же разбойникам из своих двери откроют.
То же и с Катрин. Время французских философов уже прошло, это время немецких и уже английских романтиков. И то на излете. Гете и Шиллер все еще ее кумиры, хотя уже и Байрон давно вошел в круг чтения, и Китс. Англомания кругом, разгар викторианской эпохи, но если говорить о французах - то Жорж Санд прежде всего с ее христианским социализмом. А еще Бальзак и Стендаль. Какой там романтизм, на дворе время реализма. Впрочем, в России романтизм подзадержался. Что очень плохо уживается с русским помещичьим бытом, разумеется. Поэтому тургеневская барышня - которой куда естественнее быть благородно бледной, и даже румянец ни к чему, ну да ладно, спишем на здоровый образ жизни в деревне, - но никак не золотисто-сливочной. Загар в то время не приветствовался, и даже избегался. И вот такая тургеневская барышня - и на конюшне порку крепостного смотрит? Да еще родители ей это позволяют? Невозможное дело, немыслимое, если только сами они не монстры. На что нет ни малейших указаний. Рачительные хозяева? Запросто. Есть управляющий, он разберется. Не барское дело с мужиками разбираться и за наказанием надзирать. Даже матушке там делать нечего. Как и толпе крепостных. У них что, работы нет, что они все приперлись в барскую усадьбу? И кто их вообще туда пустил, дальше конторы управляющего? Там же конюшня с ценными лошадьми, разве можно туда крестьян пускать? Не потравят, так дурным глазом глянут. Для коневода конюшня - храм, там не только не устраивают наказание, но и вообще чужих не пускают. Там лошади живут, им покой нужен.
Ну, и порка Даши. Ну ладно, хозяйка по отечески бы наказала, келейно. И образованный благородный человек не только этому не препятствует, но проявляет интерес в присутствии невесты? А мать, мечтающая выдать замуж дочь, это устраивает на глазах завидного жениха с тростью, стоимостью в четверку с экипажем и кучером в придачу? Немыслимо. Как трудно представить себе и такую трость. Да еще подаренную крепостному конюху. Это большой перебор, конечно.
И нет, Ковальский бы так не написал. Разве что из соображений маскировки.
Время тут действительно тургеневское, а вот текст - едва ли. Наверное, автор действительно вдохновлялся русской классикой, но местами из стилистики все-таки вывалился и кое-где получилось что-то очень похожее на имитацию "народного" языка из "Волчицы". Отсюда рискну предположить что это одна и та же рука. Или разные авторы черпали вдохновение из общего источника.
Касательно исторических аспектов. Время действия мы понимаем исходя из упоминания о стрельнинском имении Орловых. Конюшенный двор там возник в 50-е годы 19-го века, так что на страницах рассказа мы имеем дело с крепостным правом на самом его излете, то есть время самое что ни на есть тургеневское. Несколько удивило сравнение орловских конюшен с каргашинским заводом, да еще не в пользу последнего. Это странно, ибо орловский двор - всего лишь большая конюшня при имении, хотя и архитектурно выдающаяся. Но в Каргашино то большой конезавод, размах совершенно иной, да и с архитектурой там все замечательно. По некоторым данным это проект самого Бренны, в пользу чего, кроме почерка, говорит и его близкое знакомство с первыми владельцами каргашинской усадьбы. Все же, в рассказе речь идет о коневодстве, и тут каргашинские заводы куда масштабнее по размаху и успеху своей деятельности.
Впрочем, коневодство, по всей видимости, не очень близко автору как таковое. Иначе он выбрал бы другую породу для Балета. Нет, донская порода, конечно, широко была известна в России того времени и многие работали над ее улучшением. Но только для улучшения породы использовались как раз жеребцы других пород. В то время это были в основном породы с Кавказа, и лучшие заводчики стремились раздобыть карабахских и ахалтекинских лошадей, если ни арабских. Так что по-хорошему, Балету надо было бы аргамаком быть.
Нет, конечно, не исключен вариант, что с помощью донца улучшали какую-то другую породу, но тут даже трудно вообразить, что это за порода такая могла быть, что ее можно улучшить скрещиванием с донской. Которая сама по себе подвергалась улучшениям всю свою историю.
Донская лошадь - порода средненькая, и под седло, и в легкую упряжь годная. Без особенных скоростных качеств, зато весьма выносливая, а потому разводили ее в основном в расчете на массовые поставки в кавалерию. Лошадь недорогая, чтобы на такой породе заработать нужно ее массово производить. В насквозь коррумпированной николаевской России того времени этим в основном занимались помещики из крупных военных чинов, в основном - из донских атаманов - Иловайские, Денисовы, Орловы. Они держали крупные армейские подряды на ремонт, конкурировать с ними в этом было очень трудно.
Ну и по поводу объездки. Кто же возьмет на племя необъезженного жеребца? А если он в аллюре плох, засекает и вообще дурноезжий? Наследуются ведь не только экстерьер, но и рабочие качества. Не говоря уже о том, что на племя берут жеребца не моложе 2,5-3 лет, а к этому времени он уже должен быть объезжен. Племенного жеребца, чтобы он был в хорошей форме, нужно каждый день км по 10-12 проезжать, так что без объездки тут никак. Кстати, огромный и грузный Лукьян на роль объездчика, да еще начинающей лошади, кандидатура совсем неподходящая. Вес берейтора должен быть небольшим, иначе он просто задавит лошадь. Да и не стариковское это дело. В племенной конюшне в то время должен был быть профессиональный берейтор, часто нанятый за большие деньги из Европы, но кто поэкономнее нанимал из лезгин или калмыков, это был их национальный бизнес в то время. Из числа крепостных мужиков редко получались хорошие конюхи, годные для племенной конюшни. Откуда им научиться? В основном в такие места шли служить отставные нижние чины из кавалерии. Отсюда, кстати, и сложившаяся традиция поручать телесные наказания конюхам - бывшие солдаты и этот опыт на службе приобретали. И наказывали без жалости такие отставники поскольку не своих не жаль, а зачастую и презрение классовое так выражали - они то, вернувшиеся со службы, вольные государевы люди. Им господа социально ближе крепостной грязи, и те и другие - служивые. Опять же, в барской усадьбе конюхи кучера часто служили личной охраной господам от своих дворовых и крепостных, именно поэтому их брали из чужих, а не из своих, легко вступающих в сговор с местными. Это только так кажется, что крепостной народ был безропотен и покорен, на самом же деле крестьянство часто бунтовало и иной помещик без надежной охраны в свои деревни и не думал соваться. Впрочем, у него на то бурмистр имелся.
Это к вопросу о приглашении Лукьяна в господский дом. Дело почти немыслимое, если он сам крепостной. Его просто вызывали бы в контору, куда барин мог бы зайти, если не через бурмистра приказ передать. И дело не только в социальной сегрегации, но и в причинах сугубо бытовых. Вы представляете как вонял крестьянин того времени, особенно конюх? Кто же его в сапогах да на паркет и ковры пустит? А уж о том, чтобы снять с него сапоги и речи быть не может, потом неделю проветривать придется и ковры на выброс. Впрочем, тут сам хозяин стальными каблуками по дому стучит. Зачем они ему, да еще в собственном доме? Полы же в щепы. Да и тяжело. В то время дома ходили в домашних туфлях, а если состоятельный помещик и надевал сапоги, то мягкие. Кстати, обувь со стальными набойками появилась только в 20-м веке, до этого в каблук просто гвозди набивали, но это был признак бедности и способ сохранить обувь.
Тут вообще со временем вот какая штука: крепостничество середины 19-го века и помещичий быт все же сильно отличалось по своим нравам и обычаям от века 18-го. Конечно, кое-где время могло застыть, но все же автор нам показывает вполне современный дом довольно молодых владельцев, а не головлевскую усадьбу. Поэтому Даша должна быть уже горничной, а не сенной девкой. То есть она может, конечно, быть из дворни, но в таких домах прислугу обучали, им давали профессию горничной и так обычно и называли. Это уже не девка в сарафане с лентой, а барышня в дешевом, но платье с корсетом, пусть и из барских обносок. И место ее не в сенях, где кстати в приличном доме прислуга не жила, а только находилась во время службы, а на кухне, если по дому все дела сделаны. А в сенях должен спать гайдук или надворный казак, который дом сторожит. В то время это пять же кто-то из отставных служак или иноверцев, чтобы в сговор не втянули. Кто же дворовых на ночь в сенях оставляет, они же разбойникам из своих двери откроют.
То же и с Катрин. Время французских философов уже прошло, это время немецких и уже английских романтиков. И то на излете. Гете и Шиллер все еще ее кумиры, хотя уже и Байрон давно вошел в круг чтения, и Китс. Англомания кругом, разгар викторианской эпохи, но если говорить о французах - то Жорж Санд прежде всего с ее христианским социализмом. А еще Бальзак и Стендаль. Какой там романтизм, на дворе время реализма. Впрочем, в России романтизм подзадержался. Что очень плохо уживается с русским помещичьим бытом, разумеется. Поэтому тургеневская барышня - которой куда естественнее быть благородно бледной, и даже румянец ни к чему, ну да ладно, спишем на здоровый образ жизни в деревне, - но никак не золотисто-сливочной. Загар в то время не приветствовался, и даже избегался. И вот такая тургеневская барышня - и на конюшне порку крепостного смотрит? Да еще родители ей это позволяют? Невозможное дело, немыслимое, если только сами они не монстры. На что нет ни малейших указаний. Рачительные хозяева? Запросто. Есть управляющий, он разберется. Не барское дело с мужиками разбираться и за наказанием надзирать. Даже матушке там делать нечего. Как и толпе крепостных. У них что, работы нет, что они все приперлись в барскую усадьбу? И кто их вообще туда пустил, дальше конторы управляющего? Там же конюшня с ценными лошадьми, разве можно туда крестьян пускать? Не потравят, так дурным глазом глянут. Для коневода конюшня - храм, там не только не устраивают наказание, но и вообще чужих не пускают. Там лошади живут, им покой нужен.
Ну, и порка Даши. Ну ладно, хозяйка по отечески бы наказала, келейно. И образованный благородный человек не только этому не препятствует, но проявляет интерес в присутствии невесты? А мать, мечтающая выдать замуж дочь, это устраивает на глазах завидного жениха с тростью, стоимостью в четверку с экипажем и кучером в придачу? Немыслимо. Как трудно представить себе и такую трость. Да еще подаренную крепостному конюху. Это большой перебор, конечно.
И нет, Ковальский бы так не написал. Разве что из соображений маскировки.
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Alexander Kovalskij, огромное спасибо за этот подробнейший и интереснейший комментарий! Я многого не знала. Может быть, вы в курсе, что сейчас с каргашинской усадьбой? Не начали ее реставрировать?Alexander Kovalskij писал(а): ↑Вт дек 20, 2022 12:12 pmпредполагая в авторе любовь и тягу к истории, я все же позволю себе обратить его внимание на некоторые аспекты времени, в которых разворачивается его повествование. Исключительно с целью помочь его более глубокому проникновению в исторический период и некоторые виды деятельности, ныне отошедшие в прошлое и мало кому известные, кроме узких специалистов.
-
- Сообщения: 905
- Зарегистрирован: Пт окт 22, 2021 2:41 pm
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Не слышал о таком. Да и едва ли. Место глухое, состояние по сути руинированное. Куда более ценные объекты без инвестора стояли и в более благополучное время.April писал(а): ↑Вт дек 20, 2022 1:51 pmAlexander Kovalskij, огромное спасибо за этот подробнейший и интереснейший комментарий! Я многого не знала. Может быть, вы в курсе, что сейчас с каргашинской усадьбой? Не начали ее реставрировать?Alexander Kovalskij писал(а): ↑Вт дек 20, 2022 12:12 pmпредполагая в авторе любовь и тягу к истории, я все же позволю себе обратить его внимание на некоторые аспекты времени, в которых разворачивается его повествование. Исключительно с целью помочь его более глубокому проникновению в исторический период и некоторые виды деятельности, ныне отошедшие в прошлое и мало кому известные, кроме узких специалистов.
- Herъ Хрюкиндъ
- Сообщения: 829
- Зарегистрирован: Вт июл 19, 2022 9:26 pm
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Вторая попытка. Не осилил. Хрю. Автор, честно, делаю еще одну, и если нет - не обессудь. Нельзя так нудно же.
Бисер есть? А если найду?
- Herъ Хрюкиндъ
- Сообщения: 829
- Зарегистрирован: Вт июл 19, 2022 9:26 pm
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Ну, эта. Хрю. Осилил. Автор, конечно, старался, и тематических сцен целых две, но уж больно рама тяжелая у этой картины маслом.
Попытку осилить комментарии оставил сразу, только взглянув на эти простыни текста. Хрю. Сразу стало жалко Автора. Похоже, у нас на форуме есть специалисты широченного профиля - от разведения коней до механики обрушения крестьянских изб при пожарах.
Горящую избу обрушат
Коня на скаку разведут...
Автор, ты эта... хрю... держись! Я тебе дам баллов.
Попытку осилить комментарии оставил сразу, только взглянув на эти простыни текста. Хрю. Сразу стало жалко Автора. Похоже, у нас на форуме есть специалисты широченного профиля - от разведения коней до механики обрушения крестьянских изб при пожарах.
Горящую избу обрушат
Коня на скаку разведут...
Автор, ты эта... хрю... держись! Я тебе дам баллов.
Бисер есть? А если найду?
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Не дать баллов нельзя.
Если человек умер - это надолго, если дурак - навсегда.
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Очень качественная тематическая фантазия на историческом материале.
Тематически - фантазия автора мне понравилась (вплоть до мелких деталей: мужчину - по спине у столба, женщину - по ягодицам на лавке, для нелюбителей М/м так воспринимается как-то лучше).
И психологические коллизии очень интересные.
Из исторических деталей я многого не знал - в очередной раз спасибо Ковальскому. Но мне тоже сразу показалось, что присутствовать при наказании крепостных вряд ли стали бы даже старшие господа (помните, тургеневский помещик даже не называет вещи своими именами, а выражается эвфемизмами - "насчёт Фёдора распорядиться"), а уж давать смотреть девице, да и приглашать смотреть гостя, было бы полным нонсенсом. Но-по сюжету и для психологическо-тематического напряжения это нужно, а ради такого дела в тематическом рассказе можно иногда и пожертвовать исторической точностью (сам так делал).
Тематически - фантазия автора мне понравилась (вплоть до мелких деталей: мужчину - по спине у столба, женщину - по ягодицам на лавке, для нелюбителей М/м так воспринимается как-то лучше).
И психологические коллизии очень интересные.
Из исторических деталей я многого не знал - в очередной раз спасибо Ковальскому. Но мне тоже сразу показалось, что присутствовать при наказании крепостных вряд ли стали бы даже старшие господа (помните, тургеневский помещик даже не называет вещи своими именами, а выражается эвфемизмами - "насчёт Фёдора распорядиться"), а уж давать смотреть девице, да и приглашать смотреть гостя, было бы полным нонсенсом. Но-по сюжету и для психологическо-тематического напряжения это нужно, а ради такого дела в тематическом рассказе можно иногда и пожертвовать исторической точностью (сам так делал).
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Тургенев это Тургенев. А были помещики и другие, попроще. Я бы и здесь не рискнул утверждать "все тематики - свитчи" (все помещики - как у Тургенева). Помню, например, как Ковальский в прошлом году столь же уверенно объяснял, какие сосны должны были расти в конкретном месте восемь веков назад
- weirdiandy
- Сообщения: 846
- Зарегистрирован: Пн май 23, 2022 1:37 pm
- Откуда: Красноярск
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Мне кажется Ковальский просто все это помнит. Ему несколько тысяч лет)
Не надо бояться генерить говно. Мерить вас будут по количеству годного контента, а вовсе не по тому количеству говна, которое вы сгенерировали ради этого ©
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Не исключено. Или машину времени на досуге изобрел и ездит туда-сюда, проверяет авторов тематических рассказов.