Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Публикация и обсуждение творчества посетителей форума. Тексты публикуются их авторами. Публикация чужих текстов запрещена. Тексты должны соответствовать тематике форума. Рассказы, посвященные сопредельной бдсм-ной тематике, просьба не публиковать. Опубликованные тексты могут быть помещены в библиотеку клуба. НИ ИЗ ФОРУМА, НИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ОПУБЛИКОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ПО ПРОСЬБЕ АВТОРА НЕ УДАЛЯЮТСЯ.
Аватара пользователя
Expat
Сообщения: 917
Зарегистрирован: Пт авг 06, 2021 11:50 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Expat »

Гертруда писал(а): Сб сен 21, 2024 4:58 pm Конечно, при этом нарушаются не только фундаментальные законы прозы, но и самые простенькие, технические, ремесленные. Например о чередовании повествования, описаний и диалогов. О размере реплики в диалоге… Об изобразительности… Об индивидуальности речи… Да мало ли… Тут уже все нарушено, что только можно, можно не стесняться, все равно никто до этого места не доползет, все давно разбежались…
:oops: :oops:
Не все разбежались, не все. Может быть, даже и совсем никто не разбежался.

Что до законов, то, по-моему, есть только один закон о том, как надо писать - тот, который вроде бы в своё время сформулировал Мольер (я, правда, знаком с ним только по Булгакову :oops: ). Писать надо талантливо, остальное необязательно :D

В данном произведении явно "что-то есть" в этом смысле :D

Но спешить, конечно, не надо :D
Гертруда
Сообщения: 141
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D

31. Та самая Катька. Окончание

Старуха оказалась очень обыкновенная. Интеллигентная бабушка, библиотекарша на пенсии, каких пруд пруди. Никаких видимых следов ужасных жизненных драм и трагических страстей. Никаких царственных манер и следов былой красоты. Пожалуй, ее подруга Вава Попова в молодости была красивее. Ну, насколько можно верить Агееву и насколько об этом можно судить сейчас, по прошествии лет. Вот в этом прошествии все дело. Время все стирает…

Квартира тоже обыкновенная, обставлена современной мебелью. Единственная примечательная вещь — серебряный подсвечник. Он стоит не на обычной круглой подставке, а на когтистой птичьей лапе. Книги, их больше обычного. Сервант с хрусталем и фарфором. Акварели на стенах. Все…

— Екатерина Илларионовна, меня зовут Татьяна Потапова.

— Очень приятно. По телефону вы представились, но, конечно, знакомиться лучше лично. Только я свое имя последние сорок лет пишу немножко иначе. Слегка упростила написание: Катерина Ларионовна.

— Извините… Буду иметь в виду.

Да, она забыла, на бумажке именно так значилось. Конечно, это одна из причин, почему Агеев так долго не мог ее найти…

— И еще раз извините. Разговор нам предстоит странный, даже не знаю, как начать…

— Расскажите для начала что-нибудь о себе, — спокойно предложила старуха. — Я пока чайник поставлю, а вы рассказывайте.

— Родилась в Москве. Училась в университете. По окончании филфака недолгое время работала в Книжной палате. Позже перешла в издательство «Книга», там работаю и сейчас. Работа скучная, библиографические указатели. Преимущество в том, что работу можно брать домой.

— Татьяна, вы не против, если мы будем чаевничать на кухне?

— Конечно, так даже уютнее!

Старуха расставляла на столе чашки. Фарфор был хороший, тонкий.

— Да, так я о работе… Там и рассказывать особо нечего. Была замужем, недавно развелась. Мы с мужем жили на проспекте Мира у метро Щербаковская, теперь разменяли квартиру, моя новая квартира на Большой Переяславской, у Рижского вокзала.

— Недалеко переехали, тот же район, проспект Мира, — заметила старуха.

О родителях Татьяна ничего не сказала, а старуха не стала спрашивать.

— А что в вашей жизни есть еще, кроме скучной работы над библиографическими указателями?

— О! Недавно появились интересные занятия, но странные.

Татьяна стала рассказывать, как ее неожиданно занесло в музыкальную журналистику.

Старухе ее рассказ нравился. Она была довольна, что разговор оживился.

— Кузин… А вы знаете, Таня, мне когда-то доводилось его видеть. Про Бахтина он вам рассказывал?

— Рассказывал.

— Вот! — старуха подняла вверх палец, как бы призывая ко вниманию. Знакомый жест… — А еще я слышала, как профессор Бочаров позже плакался: почему Кузин кому-то из музыкантов рассказывал про Бахтина много интересного, а ему рассказывал совсем мало и все неинтересное. Хотя он к Кузину именно за этим ходил, он бахтинист, бегал по следам Бахтина, людей расспрашивал… А вы как думаете, Таня, почему?

— Теряюсь в догадках.

— А про Ершова он вам рассказывал?

— Рассказывал.

— Вот! — повторила старуха. — Значит, вы умеете слушать. Профессор Бочаров не понимает, что есть разница между тем, что он у Кузина хочет спросить, и тем, что Кузин хочет ему рассказать. Кузин больше всего хочет рассказать о том, как его кантату собирался петь Ершов. Во времена молодости Кузина знаменитейший был певец, тенор. Его имя гремело. А Кузину было девятнадцать лет, он написал кантату на стихи Блока, и Ершов собирался ее петь. Но у него было больное горло, врачи запретили ему выступать. Он не спел кантату Кузина, но в жизни Кузина это главное воспоминание.

Старуха улыбалась, посматривала на Татьяну.

— А профессору Бочарову это неинтересно, ему только Бахтина подавай.

— Мне все было интересно, — призналась Татьяна. — Мне не пришлось притворяться, мне все было интересно. Я только дрожала от страха, вдруг Кузин догадается, какая я невежественная.

— У вас совсем нет музыкального образования?

— Совсем. Даже в музшколу не ходила. Мое невежество по музыкальной части полнейшее, превзойти меня смог только один человек, мой сосед и приятель.

Татьяна рассказала, как Агеев переводил с французского языка название балета Стравинского. Этот рассказ старухе тоже понравился. Она поиграла бровями и высказалась:

— Что ж, не так плохо перевел. А что он про Стравинского раньше не слыхал… Таня, я вам сделаю ужасное признание: я думаю, что он немного потерял!

Старуха сделала заговорщицкие глаза и засмеялась.

— Я сама его терпеть не могу. Я консервативная. Так и не научилась любить ни Прокофьева, ни Шостаковича. Застряла на Рахманинове.

Потом вдруг спросила:

— Ваш приятель… Это он с вами приехал?

— Да.

Старуха пояснила:

— Хлопнула дверца машины, я выглянула в окошко. Из машины вышли три человека.

— Второй был шофер, таксист. Сейчас они с шофером сидят внизу в кондитерской, пьют кофе и читают детективы. Думаю, не скучают.

— А что именно читают? — полюбопытствовала старуха.

— Сименона и Жапризо.

— Хороший выбор. — Старуха тихонько вздохнула. — Что ж, Танечка, мы с вами славно болтаем. С вами интересно. И теперь, я думаю, вам будет легче приступить к делу.

— Да, Катерина Ларионовна. Я вам говорила, что и раньше жила на проспекте Мира, а вы заметили, что и после размена мне недалеко переезжать. Но пока шли наши дела с разменом, муж оставался в нашей прежней квартире, а меня приютила подруга. Потому что она живет с мужем на Соколе, а ее собственные комнаты в коммуналке давно пустуют. Это старая квартира в Замоскворечье. Я там поселилась и до сих пор там живу, еще не переехала на Переяславскую.

Татьяна сделала паузу. После паузы добавила:

— Это между Ордынкой и Пятницкой. Голиковский переулок.

Она назвала адрес полностью. И после еще одной паузы сказала:

— Может быть, вы этот адрес помните.

— Да, я помню этот адрес, — спокойно подтвердила старуха.

Помолчала, посмотрела на Татьяну, чуть заметно улыбнулась и так же спокойно сказала:

— Теперь я понимаю, почему вы пришли.

Еще помолчала и ответила на непроизнесенный вопроос:

— Через сорок лет устаешь волноваться.

Затем задала вопрос сама. Впрочем, тон был не вопросительный.

— Значит, вы его видели.

Татьяна ответила без колебаний.

— Видела. Я не знаю, кто это был, но я видела человека в коридоре квартиры. Мы разговаривали.

Старуха вздохнула.

— Рассказывайте подробно.

Татьяна рассказала. Старуха слушала внимательно, не перебивала. Вопросы стала задавать потом.

— Вы были напуганы?

— Нет, нисколько. Поначалу я думала, это кто-то из родственников моей соседки Натальи Ивановны, он и шел в ее комнату. У нее много родни и в городе, и в деревне. Часто наезжают к ней, гостят, по магазинам носятся. Значит, ее гость. Он остановился, поговорил со мной, пошел дальше. Когда он внезапно исчез, я тоже не испугалась, теперь думала, что это кто-то из моих друзей устроил розыгрыш. Специально для меня. Потому что в доме есть старая легенда, а среди моих друзей отчаянные шутники.

Старуха по-прежнему слушала внимательно. Вопросы задавала не спеша, хорошо подумав.

— Что вы стали думать позже? Соседку Наталью Ивановну расспрашивали?

— Нет. Она вернулась в город только недели через три. Спрашивать не стала, боялась, что меня засмеют. Шутники только того и ждут. Но версия с розыгрышем как-то не подтвердилась. Все известные мне шутники и весельчаки себя не проявили. Осторожные расспросы третьих лиц показали, что среди родни Натальи Ивановны нет никого по имени Дмитрий. Также никого, кто носит гимнастерку.

— Что вы думаете теперь?

— Катерина Ларионовна, я хочу, чтобы вы поняли меня правильно. Я прихожу ни с того ни с сего и рассказываю странную историю.

— Вы пейте чай, Танечка. Разговоры сами по себе, а чай с вареньем сам по себе. Чай стынет.

— Спасибо. Так вот, я психически здорова, так до сих пор считалось. Галлюцинациями не страдаю. Я не верю в духов и привидения. Я твердо знаю, что видела в коридоре квартиры живого человека. Я с ним разговаривала. Потом я много думала о том, кто это был. Пришла к тому, что этот человек не был Дмитрием Васильевичем Гилевским. Кое-что не совпадает.

— Вы мне еще расскажете о своих наблюдениях. Пока принимаем итоги как есть. В настоящую минуту вы знаете… или полагаете, что этот человек не тот Дмитрий Гилевский, который когда-то был моим мужем. И все же вы стали меня искать.

— Да.

— Почему?

— В первую минуту я вовсе не задумывалась о том, кто это. Шел навстречу человек, мы поговорили. Я приняла его поручение, сказала, что все поняла и запомнила. Я обещала. А потом… Ну, я не знаю, кто это был, мне трудно об этом судить. Но поручение лучше выполнить. На душе будет легче. И я стала потихоньку узнавать, как звали прежних обитателей квартиры…

— Понятно. Вы серьезная девочка. Ваше обещание много весит.

— Спасибо, — сказала Татьяна и наклонила голову. Вдруг вспомнила. — Знаете, он меня тоже поблагодарил. Раскланялся. Он делает это так…

Она постаралась повторить жест старика. Такой наклон головы, но подбородок уходит не вниз и назад, а как будто вперед.

— Теперь так никто не делает. Кроме разве того человека, который у нас сидит в кондитерской и читает Сименона.

— Как его зовут?

— Его зовут Виктор Агеев. Впрочем, некоторые люди знают его как Кривчикова. Он смеется и говорит, что обе фамилии настоящие. Он странный человек.

— Он помогал вам меня найти?

— Он вас и нашел, моя роль в поисках самая маленькая.

— Конечно, я хочу его увидеть. Хоть спасибо сказать. Но не сейчас. Сейчас мы его звать не будем. Пока скажите, как ему удалось меня найти.

— Сначала у него ничего не получалось. Он ныл и жаловался, что не родился милиционером. Он так шутит. Искал по архивам. Не сам, через других людей. Он знаком с Евгением Гилевским, единственным в Москве однофамильцем Дмитрия Гилевского, тому легче подписать запрос. Значит, архивы. Москва. Винницкая область. Бывшая Подольская губерния. Польские корни Гилевских. Тупик. Потом разговоры с соседскими бабушками. Особенно теми, которые в тридцатые годы приехали в Москву наниматься в няньки. Няньки всегда все знают про соседей. Но и здесь тупик. А потом нашлась Настя, которая недолгое время была у вас домработницей. Она жива, здравствует, у нее уже правнуки. Вас помнит. Вспоминала, как много денег вы ей оставили, когда уезжали, как вы ее поцеловали на прощанье. Даже всплакнула.

— Настя прабабушка, подумать только… Щекастая девочка, очень добрая и застенчивая… Но откуда Настя знает, где я сейчас?

— Баба Настя не знала. Она только вспомнила, что вы дружили с Варварой Поповой из соседнего подъезда. А Варвара вспомнила, как встретила вас случайно в шестьдесят четвертом году в Останкино, вы ей говорили, что там же недалеко работаете, музей усадебной культуры или музей творчества крепостных, не помню в точности. Дальше просто. Известна нынешняя фамилия, имя…

— Да, да, да… Дальше просто. Ваш друг основательный человек.

— Он так не выглядит. Но почему-то люди ему охотно помогают. Его любит наша управдомша. Это она нашла старенькую уборщицу в жэке, которая помнила Настю. Из эвакуации Настя вернулась в другой дом, ближайшие соседи про нее забыли.

— Понятно, понятно… Таня, перескажите мне еще раз ваш разговор с человеком в старой гимнастерке. Пожалуйста, подробнее.

— Пожалуйста. Разговор я тогда же записала, копию записи оставлю вам, если вы хотите.

— Конечно, хочу.

Татьяна стала пересказывать разговор. Вспоминала интонации. Старик поднял палец. «О! Теперь ты права. Это я упустил. Извини великодушно…» Шевельнул бровями. Голубые глаза. Сначала сказал, что у него все в порядке. Затем повторил чуть иначе: у него все хорошо. Рассердился на ее непонятливость. Сказал, что не знает, как это будет, где это будет… Ты ли ее найдешь, она ли тебя… Но ты ее увидишь! Дважды повторил, что не сердится. Так и передай, Митя велел сказать. Затем стал жаловаться, что и сам ничего не знает, и пререкаться с ней у него нет времени. Про время повторил дважды: нет времени, времени совсем не осталось. Когда она поняла и обещала запомнить, поблагодарил. Очень тебе признателен!

— Именно так? «Очень признателен», не «весьма признателен»?

— Именно так. За слова ручаюсь, записала тогда же.

— Теперь внешность. Голубые глаза?

— Да, чуть блеклые. Лицо худое, узкое, но подбородок широкий. Что называется, тяжелая челюсть. Горбоносый. Нос вроде римского или греческого, простите, в этом я не очень разбираюсь. Высокий лоб. Уши чуть оттопыренные. Волевое лицо. И пожалуй, можно думать, что смолоду он был красивый. Ну, теперь морщины, лысина, запавшие щеки, зубы не все…

— Да, Митя был красивый, — задумчиво сказала старуха.

Помолчала. Думала о чем-то. Конечно, Татьяна ей не мешала, не лезла с вопросами.

— Знаете, Танечка, вообще по описанию похож. Митя Гилевский в возрасте семидесяти лет примерно так бы и выглядел. Но Мите, будь он жив сейчас, не семьдесят.

— Я думала об этом. Это первое, что я узнала: имя, фамилию, год рождения. Дмитрию Гилевскому сейчас девяносто пять. Человеку в гимнастерке по внешности не больше семидесяти. Хотя видно, что он немолод, вообще сильно потрепан жизнью.

— Да. И некоторые другие детали неожиданно не совпадают. Митя был высокого роста, вы бы это заметили в первую очередь.

— Нет, человек в гимнастерке высоким не казался. Среднего роста, в молодости было, наверное, сто семьдесят три, сто семьдесят четыре сантиметра.

— Митя был выше. И у него были карие глаза. А все же сходство есть. И манера совпадает. Хотя опять разница в деталях. Митя сказал бы «весьма признателен». Очень любил этот оборот. Он был раздражительный, он бы как раз стал отчитывать девочку, которая с ним пререкается, не хочет все понять с первого раза. Впрочем, это все детали, которые частью совпадают, частью не совпадают. В том и другом случае вы уверены, что видели живого человека?

— Да. Не знаю, кто это был, но это был живой человек.

— Понимаете ли, Танечка, если верить нашим властям, Дмитрия Гилевского нет на свете начиная с сорок четвертого года. Хотя на самом деле он был расстрелян раньше. — Она заметила, что Татьяна хочет что-то сказать, и остановила ее жестом. — Нет, Танечка, выражать мне соболезнования через сорок лет не надо. Вы свое сочувствие уже выразили иначе, вы меня разыскали. О наших чувствах мы поговорим позже, мне есть что сказать. Пока о фактах. Согласно бумагам, Дмитрий Гилевский умер в сорок четвертом году. В квартире его видели последний раз в сорок восьмом году. При таких же обстоятельствах. Он прошел по коридору, скрылся в одной из комнат и исчез бесследно. Но его видели сразу несколько человек, хотя среди них не было ни одного, который был с ним знаком при жизни. Новые люди, чужие. Однако по описанию он. Об этом Настя не рассказывала?

— Нет. После эвакуации в сорок пятом она не смогла вернуться в эту квартиру, в ее комнате жили другие люди. Ей дали комнату побольше в соседнем доме.

— Да, вы говорили. Я не сразу сообразила, не сопоставила даты. Итак, его видели в сорок восьмом. Его или кого-то похожего на него. Мне об этом рассказывали, но никаких поручений не передавали.

— Да, наверное, с тех пор легенду о полковнике пересказывают жильцам следующих поколений.

— Легенду вы слышали.

— Конечно. Ее все слышали.

— Но вы не впечатлительны. Вы не могли поддаться обаянию легенды, места, вообразить…

— Нет, нет. Это исключается. Это не был Дмитрий Гилевский. Но это был живой человек. Кто угодно. Родственник Натальи Ивановны. Нанятый шутниками артист. Просто человек с улицы, который заблудился, случайно забрел в квартиру…

— Живой. Однако назвался Митей и велел передать Катьке, что у него все в порядке.

— Да.

— Что ж, из этого и будем исходить. Ничего другого у нас в руках нет.

— Простите, Катерина Ларионовна, я хочу задать неожиданный вопрос. Может быть, не к месту, но ведь потом забуду, а мне важно знать. Позволите?

— Пожалуйста.

— Дмитрий Васильевич Гилевский был литературный человек?

— О да! Митя был военный человек, но еще он смолоду был литератор-дилетант. Это была страсть. Причем он не стишки пописывал, как кирасир Фет, не рассказы, как артиллерист Толстой в Севастополе, он, представьте, интересовался теорией. Ростов-на-Дону, девятнадцатый год, вообразите, что там творилось, а Митя сидит и кропает трактат «Очерки теории комического. Часть первая». Знаю только одного еще офицера, который в те же годы занимался теорией словесности. Его фамилия была Шкловский.

— Да, впоследствии известная фамилия.

— Митя такой известности не достиг, хотя первую часть своего трактата умудрился в том же девятнадцатом в Ростове тиснуть. Крохотным тиражом, на ужасной бумаге. Но все же это погруженность в свою мысль полнейшая, совершенная отрешенность от происходящего в мире. До святости и безумия. Потом, правда, писал все меньше, вторую часть трактата не довел до конца. К теории комического остыл. Не удалось раскрыть тайну смешного. Но по натуре оставался очень литературным человеком.

— Спасибо, Катерина Ларионовна, это как раз то, что я хотела узнать.

— А почему вы спросили?

— Если позволите, я отвечу позже. Сейчас я просто отвлекла вас от главного вопроса. Может быть, зря. Извините.

— Да, вы правы. Мы подошли к главному вопросу. Вы здравомыслящий человек, вы не суеверны, в духов и привидения не верите. Представьте, и я тоже. Я не религиозна, не верю в загробную жизнь, не увлекаюсь мистикой, никогда не мечтала общаться с душами умерших посредством спиритических сеансов, хотя во времена моей молодости эта мода еще не угасла. И вот мы, две скептически настроенные женщины, молодая и старая, сидим и обсуждаем личность встреченного вами в коридоре квартиры незнакомца. Мы обе пришли к тому, что это не был Дмитрий Васильевич Гилевский. А если не он, если другой, то как понимать его слова? Какой смысл имеет для меня это послание, если я не знаю, от кого оно? Резонный вопрос?

— Очень резонный.

— Тогда я с вашего позволения отвечу. Это послание имеет для меня большой смысл. Огромный. Вообще я не суеверна, вообще я не люблю мистики, но в этом случае я чувствую, я знаю, что получила весточку. Как, каким образом, от кого? От кого — знаю. Каким образом — не знаю. Все странно, несуразно, детали не совпадают, логики никакой, но, видимо, другим путем эта весточка до меня дойти не могла.

Старуха замолчала. Татьяна и вовсе не дышала, боялась шевельнуться. Стало тихо, стало слышно, как за окном во дворе орут мальчишки. Там снег, раздолье для зимних игр, коньки и санки… Наконец Катерина Ларионовна Халомьева продолжила свою речь.

— Может быть, все дело в том, что я этой весточки жду давно. Хочу верить, поэтому верю. Не знаю. Но после сорока семи лет… Таня, вы понимаете, что такое сорок семь лет?

— Это почти вдвое больше, чем я живу на свете.

— То-то же. А началось все еще раньше. Я вышла замуж очень молодой. Муж был намного старше меня, но я вышла замуж по любви. Я была замужем одиннадцать лет. До того дня, когда муж сгинул. Все эти годы не переставала любить мужа. Была ли у нас хорошая семья? Да, по тем временам наша семья считалась хорошей. Была ли я хорошей женой? Да, по тем временам я считалась хорошей женой. Почему нужна эта оговорка, эта скидка на время событий? Потому что время было такое, когда сбежать от мужа к другому — это был обычный поступок. Более того, бросить жену без всяких средств к существованию — и это был обычный поступок. Бросил и женился на другой. Бросил и уехал за границу. А что будет с твоей прежней? У нее же нет даже этой рабочей карточки, чтобы на бирже труда зарегистрироваться? А это ее дело. Пусть идет на стройку камни таскать, там ей дадут карточку. Да, так поступали, потому что это стало можно. Старые законы отменены, наступила эпоха легких разводов. Старая мораль тоже отменена, а новая, этот суровый советский пуританизм, только нарождается, имеет хождение лишь у партийцев и самых сознательных пролетариев. И напротив, люди из бывших в двадцатые годы ощутили необыкновенную легкость, свободу. Все можно! Теперь вся мораль — эта та, которая у тебя внутри, вся мораль — это твое личное усмотрение. Только личная совесть. Никакого внешнего давления. Нет проблем этой дуры Анны Карениной, которая хочет и мужу изменять открыто, и сохранить положение в обществе. Теперь нет этого общества, которое тебя осудит и отвергнет, некому тебя осуждать, нет этих устарелых понятий «перестанут принимать в порядочных домах». Все стало можно, и при таких новых порядках и настроениях наша семья могла считаться очень даже хорошей. За десять лет ни жена мужа не бросила, ни он ее не бросил — это достижение. После десяти лет брака никто никому не изменяет — это просто чудо. Прекрасная семья! Может быть, они вовсе ангелы? Нет, они как все люди, ссорятся по пустякам, скандалят. Жена на мужа разобиделась, две недели с ним не разговаривала. Потом ей самой надоело это угрюмое молчание в доме, она собралась и поехала в гости к подруге, на дачу в Красково.

Старуха перевела дух после долгой речи, глянула на Татьяну, спросила насмешливо:

— Бывает такое в семьях?

— Бывает. Во все времена.

— Именно так, во все времена. А времена разные. Они сильно переменились за одиннадцать лет нашего брака. Я вышла замуж в двадцать седьмом. Татьяна, вы можете себе представить тот год, нашу страну в том году?

— Только по книгам.

— Хорошо. В том году вышел роман «Двенадцать стульев». Действие романа относится к тому же году. Там тоже есть что-то о супружеских размолвках. Помните?

— Конечно. Лиза Калачова поссорилась с Колей Калачовым. Инженер Щукин сбежал от Людоедки Эллочки.

— Все верно. А есть история, которая рассказана еще раньше. Совсем веселая история, Бендер рассказывает ее Воробьянинову при первой встрече. Про своего знакомого из Славуты.

— Помню, помню! Поссорился с женой, а она из обидчивой фамилии. Плюнула ему в рожу и удрала через границу к родителям.

— Точно. А дальше что?

— Дальше он заскучал без жены, пошел мириться. Тоже через границу. Там его пограничники и взяли, пришили дело, посадили на шесть месяцев, а потом исключили из профсоюза. Дура-жена вернулась назад, а муж в допре сидит. Теперь она ему передачу носит.

— У вас прекрасная память. Вообще многие люди вашего поколения знают этот роман наизусть. Правда, не обращают внимания на мелочи, на пустяки. Подумаешь, веселая история семейной жизни, супружеской любви. Милая и безобидная история. Самая большая неприятность — посадили на шесть месяцев. Жена носит передачу — это счастливый конец, мир в семье и вечная любовь. Потому что это двадцать седьмой год, времена были веселые, легкомысленные и безопасные. А уже в тридцать восьмом году все было по-другому. Другие времена. Какие романы выходили в свет в тридцать восьмом году?

— Не помню.

— А там и вспоминать нечего. Прежняя жизнь кончилась, а с ней и литература кончилась. Теперь истории другие. Дура-жена уехала к подруге на дачу в Красково, вернулась — а мужа нет. Насовсем нет, никогда больше не будет. И передачи носить некому. Не принимают передачи. И кто ты теперь? Что он вспомнил перед гибелью? Как жена обняла его на прощание? Нет, как жена сбежала на дачу в Красково. Может быть, она не знала? Нет, мы знали, мы жили в ожидании. Знали, что смерть ходит рядом. Ночью хлопнет дверца машины во дворе, и весь дом знает — за кем-то пришли. За кем-то придут завтра. Тогда почему? А потому что невозможно бояться каждую минуту. Люди живут, потому что отталкивают от себя этот ужас, стараются о нем не думать. Живут надеждой, спасаются легкомыслием. Не сидят в обнимку в ожидании смерти, а ходят по театрам, ездят к знакомым в гости на дачу… А потом сорок семь лет… Конечно, и теперь стараешься забыть, живешь другой жизнью. Потом снова вспоминаешь. Приходит время вспомнить. И не у кого попросить прощения, никто на твою просьбу не ответит, не откликнется…

Опять в комнате наступила тишина.

— Но если уж пришла весточка… — начала старуха и снова запнулась, замолчала. Продолжила неожиданно. — Так почему вы, Таня, спрашивали о литературных интересах Дмитрия Васильевича?

Она помялась, но принялась отвечать добросовестно.

— Потому что человек в гимнастерке, которого я видела в коридоре, потом снился мне два раза. В коридоре он со мной на литературные темы не беседовал, а во сне оба раза дал ценнейшие советы по моим литературным занятиям. Просто указал на то, что было у меня перед глазами, а я не видела.

— Рассказывайте!

Она рассказала.

— Да, — сказала старуха. — Человек в коридоре был живой, настоящий, а сны — это уж совсем далеко от нашего скептицизма и материализма. Но советы хороши, таких вы ни от кого из живущих и здравствующих не дождетесь.

— Это точно.

— И я уже начинаю понимать причину. Мистическую, разумеется. Раз уж мы пошли по этой дорожке…

— Да, теперь нам можно.

— Тогда все просто. Я вам, Таня, обязана. Я перед вами в долгу. Вы сделали для меня большое дело. Но я вам могу только спасибо сказать, а сделать для вас что-то доброе и полезное — это выше моих сил. Я не смогла, а он уже смог. Кто бы он ни был…

— Это по его специальности. Словесность — она ведь из того же материала, что наши сны…

Старуха встала из-за стола, Татьяна поднялась вслед за ней.

— Танечка, конечно, мы еще увидимся. А сегодня ваши спутники вас уже заждались.

— Они знали, на что идут.

Старуха ни разу не сказала: «Танечка, там же в такси счетчик тикает!» Это неприличная тема для разговоров. Однако она нашла способ как-то косвенно поинтересоваться этой презренной материальной стороной жизни.

— Таня, этот ваш приятель, Агеев… он заметно старше вас?

— Он моложе меня на три года. И он за мной даже не ухаживает, у него пока что роман с управдомшей.

Старуха весело фыркнула. Кажется, интеллигентная библиотекарша и в этой стороне жизни неплохо разбиралась.

— В следующий раз познакомите меня с ним. Хочу на него поглядеть.

Они простились, Татьяна побежала вниз. Очень вовремя, «Кулинарию» уже закрывали, последних посетителей выгоняли на улицу.

— Поехали!

И опять Агеев ни о чем не спрашивает…





32. Второй сон профессора Б.

…………………

……………

Он говорит, что это не опасно. Напивается он не чаще четырех раз в год. Но уж хотя бы на эти жалкие четыре раза он имеет право?

Сегодня он использовал это право полностью, без остатка.

— Татьяна, ты великий человек! Ты пошла против второго начала термодинамики. Ты задела мировые струны. Струны колеблются. Вселенная стала к тебе благосклонна. Татьяна, мы будем гордиться, что живем с тобой в одно время!

Конечно, Агеев пьян, Агеев несет чушь… Его слова ничего не значат… А разве так бывает, чтобы его слова ничего не значили? Какой-то смысл в них есть. Только какой…

………………………………..

……………………

***


:oops: :oops:
Viktoria
Сообщения: 9259
Зарегистрирован: Ср июн 22, 2022 7:39 pm
Откуда: Германия

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Viktoria »

О, вот теперь события начинают разворачиваться!
На земле
Гертруда
Сообщения: 141
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D

Я точно помню, что меня подбивали закатить экзекуцию главному герою. Ну, может быть, еще в те времена, когда его главенствующее положение в сюжете не определилось. Он как-то тихо всплыл из ниоткуда.
А кто меня подбивал?
Посмотрела, так и есть. Все ходы записаны!

Вот отрывки того разговора:
Viktoria писал(а): Вс сен 08, 2024 9:59 am
Хаген писал(а): Вс сен 08, 2024 9:56 am Два Агееву в Дневник по Патофизиологии! И Тётя должна "обратить внимание"! И обязательно со "снятием штанов"!
А кто-то из соседей должен подглядеть и нам рассказать! :P
Viktoria писал(а): Вс сен 08, 2024 10:07 am
Хаген писал(а): Вс сен 08, 2024 10:03 am Подругу Лариску небось пороли при полном кворуме
Пусть тогда и автор поприсутствует и перескажет!
Viktoria писал(а): Вс сен 08, 2024 10:26 am
Хаген писал(а): Вс сен 08, 2024 10:19 am могло бы получиться "шо, опять?!"
«Шо, опять?!» - это «соседский суд», как с Лариской. А с Агеевым можно просто дверь плохо прикрыть, а вездесущие соседи…
Потом тематическая сцена не понравилась. Не в тему пошла. Ай, что это было?

Ладно, не будем ворошить прошлое, подумаем о будущем. По плану остается еще три главы. И опять прежнее ощущение: ни в одной из трех тематическая сцена по внутренним причинам не нужна, но без нее финал пропадает. Вода уходит в песок. Придется тематическую сцену воткнуть. Это можно в любое место наугад. Но, имея горький опыт, спрашиваю заранее: какая это должна быть сцена, чтобы она всем в тему пошла? Если есть разумные предложения…


:oops: :oops: :oops:
Viktoria
Сообщения: 9259
Зарегистрирован: Ср июн 22, 2022 7:39 pm
Откуда: Германия

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Viktoria »

Гертруда писал(а): Вс сен 22, 2024 8:11 pm Я точно помню, что меня подбивали закатить экзекуцию главному герою.
:D Да мы в шутку предлагали. Просто, чтобы создать драйв. Это мы, наверное, с нашим сериалом уже так привыкли - придумывать всякую побочную ерунду про героев и альтернативные линии сюжета. Не затормозили вовремя!

Точнее, как Вы наверняка помните, предлагал Хаген ;). А я просто поддержала для разгона.

Но и в мыслях не было, что кто-то без темсцены не будет читать! Потому что это не так!



Гертруда писал(а): Вс сен 22, 2024 8:11 pm Потом тематическая сцена не понравилась. Не в тему пошла. Ай, что это было?
:lol: Что поделать? Кому-то обязательно в Тему!



Гертруда писал(а): Вс сен 22, 2024 8:11 pm Ладно, не будем ворошить прошлое, подумаем о будущем. По плану остается еще три главы.
А ответ-то будет?


Гертруда писал(а): Вс сен 22, 2024 8:11 pm И опять прежнее ощущение: ни в одной из трех тематическая сцена по внутренним причинам не нужна, но без нее финал пропадает.
Это парадокс! Нужна, или нет?



Гертруда писал(а): Вс сен 22, 2024 8:11 pm Придется тематическую сцену воткнуть. Это можно в любое место наугад.
Уже интересно! Прям в любое?
(То есть, в любом месте она будет одинаково не на месте? ;) )



Гертруда писал(а): Вс сен 22, 2024 8:11 pm Но, имея горький опыт, спрашиваю заранее: какая это должна быть сцена, чтобы она всем в тему пошла? Если есть разумные предложения…
Даже не надейтесь, что всем пойдёт. Напишите так, чтобы пошло хотя бы одному - и будет уже блеск! А на меня тем более не рассчитывайте, потому что мне среди «обычной» Темы невероятно трудно найти что-то подходящее. Но Ваш текст мне нравится вовсе не из-за этого. Так что у меня предложений нет. Но уверена, что Вы и без меня прекрасно справитесь!
На земле
Гертруда
Сообщения: 141
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D :D
Viktoria писал(а): Вс сен 22, 2024 8:32 pm А ответ-то будет?
Простите, ответ на что?

Ответы на вопросы относительно главных линий повествования выложены давно, еще 16 сентября.
Вот этот пост:
viewtopic.php?p=40152#p40152
Там подробно и занудно объяснено, чем кончается каждая линия.
Вообще это запрещенный прием, но если есть риск, что текст не будет дописан до конца, тогда прием уже не запрещенный, а обязательный. Никаких висяков, никаких оборванных линий, конец известен.

А если предполагается ответ на какие-то другие вопросы…
Ну, такие есть, только это требует усилий, к тому же пожелания автора и читателя расходятся. Об этом тоже писала в том же посте.
Viktoria писал(а): Вс сен 22, 2024 8:32 pm Уже интересно! Прям в любое?
(То есть, в любом месте она будет одинаково не на месте? ;) )
В любое.
Будет одинаково на месте.
Резерв есть всегда, он заранее заложен. Среди персонажей есть одна откровенно тематическая барышня, Катя, о ее склонностях всем известно. А в квартире есть по меньшей мере одна пустующая комната, нежилая, куда войти может любой. И эта карта еще не сыграла.

Разыграть эту карту можно в любой момент, когда захочется. В любом месте текста. Вошла Катя, что-то шепнула на ухо Агееву, он извинился перед остальными, вышел с ней в коридор. «Слушай, Агеев, никого из этих просить не хочу, а ты человек широких взглядов, снисходительно к чужим бзикам относишься. Ты мне нужен на минуточку!» Ушли вместе в ту комнату, через четверть часа вернулись. Даже неважно, чего там Катя захотела, наверх или вниз… Или обратилась не к Агееву, а к Мишке, давно его знает, он тоже человек невозмутимый.

Это можно всегда, но это вставной эпизод, с сюжетом не связанный. Так, перышко на шляпе…

Вставить что-то такое в сюжет сложнее, нужно искать правдоподобные мотивировки. А они как назло всегда не слишком правдоподобные… Тогда эту милую сцену лучше пометить красным флажком: здесь дяди и тети шутят, такая у них игра… Что-то они врут про интернет, который еще не изобрели…




:oops: :oops: :oops: :oops:
Viktoria
Сообщения: 9259
Зарегистрирован: Ср июн 22, 2022 7:39 pm
Откуда: Германия

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Viktoria »

Гертруда писал(а): Вс сен 22, 2024 9:12 pm Простите, ответ на что?
Ответ на Главный Вопрос.

Вернее, на несколько вопросов, из которых он состоит, этот главный. И на очень много очень маленьких вопросов, ответы на которые, возможно, спрятаны глубоко в тексте, а нетерпеливый и невнимательный читатель не заметил (или, быть может, просто забыл), но это не так важно, потому что это второстепенные вопросы, которые могут остаться без ответа.

Но Главный Вопрос не может остаться без ответа, или слаботематический текст с ненамеренными, приклеенными темсценами превратится в остротематический, где автор будет жестоко садировать страдающих от любопытства читателей неведением.

- Кто такой Агеев?
- Его прошлое? Он из «органов»? Или талантливый мошенник? Чем вообще занимается?
- Что с его фамилией?
- Как он получил такое образование, как стал интересоваться филологией?
- И вообще всё про Агеева.



Гертруда писал(а): Вс сен 22, 2024 9:12 pm Ответы на вопросы относительно главных линий повествования выложены давно, еще 16 сентября.
Да, но это не не вопросы и не те ответы.


Гертруда писал(а): Вс сен 22, 2024 9:12 pm Ну, такие есть, только это требует усилий, к тому же пожелания автора и читателя расходятся.
Понимаю, но жаль!



Гертруда писал(а): Вс сен 22, 2024 9:12 pm Это можно всегда, но это вставной эпизод, с сюжетом не связанный. Так, перышко на шляпе…

Вставить что-то такое в сюжет сложнее, нужно искать правдоподобные мотивировки. А они как назло всегда не слишком правдоподобные… Тогда эту милую сцену лучше пометить красным флажком: здесь дяди и тети шутят, такая у них игра… Что-то они врут про интернет, который еще не изобрели…
:D Вот-вот. С правдоподобностью натяжка. Но почему нет?
На земле
Гертруда
Сообщения: 141
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D :D
Viktoria писал(а): Вс сен 22, 2024 9:34 pm - Кто такой Агеев?
- Его прошлое? Он из «органов»? Или талантливый мошенник? Чем вообще занимается?
- Что с его фамилией?
- Как он получил такое образование, как стал интересоваться филологией?
- И вообще всё про Агеева.
Ладно…
Это тоже против правил, но у нас уже все правила нарушены, хуже не будет.

Тут вообще никаких особых тайн.

Агеев обыкновенный оболтус.

В тексте про него есть достаточно много, чтобы все понять. Главы 7, 8 и 9. Там ему 19 лет, это двумя годами ранее основных событий. Светка пытается сделать из него приличного домашнего мальчика.

На момент действия романа ему 21 год. Официального образования у него почти никакого. Первый курс филфака провинциального пединститута, потом первый курс филфака МГУ. На этом он учебу прекратил. Взял академический отпуск. Образования нет, а интерес к предмету есть. Первый толчок дала Светка, она его знает с младенчества, у нее он год прожил в доме. Она дама весьма филологическая. Потом был провинциальный чудак, большой ученый, когда-то мальчик из богатой еврейской семьи, окончил гимназию в Лодзи, потом университет в Монпелье, потом приехал в Москву учиться в т.н. Брюсовке (институт языка, литературы, философии, еще чего-то), а Брюсов взял его не в студенты, а в преподаватели. Потом его посадили, 17 лет он провел в лагерях, выжил, потом у него был индекс «минус 20» -- в двадцати городах Союза жить нельзя, в остальных можно. Закатился в страшную глушь, в Среднюю Азию, там какое-то время преподавал, а потом тихо-тихо доживал жизнь на пенсии. Это был человек крупный, самобытный, Агеев у него многое усвоил из личного общения. Между тем в столице оставались люди, которые старика помнили, некоторые учились у него в Брюсовке, другие читали его опусы 20-х годов. Старик напоследок издал хилую книжку в местном издательстве, Агеев разносит ее в Москве по адресам. Есть эпизод, как он познакомился с Благим. Благой – реальное лицо, большой пушкинист, самый большой из всех. Николаева (у прототипа другая фамилия) в список не попала, она другого поколения. А кроме любви к теории Агеев усвоил от старика страшное презрение к официальной науке. Поэтому занимается в одиночку, он столпник¸ затворник, у него вроде ковидной самоизоляции. И по этой причине Светка вопит: Циолковский в Калуге! Бахтин в Семипалатинске! В Семипалатинске Бахтин был в ссылке.

Вот все о его образовании.

Он такой же филолог, как девки из Голиковского, но с ними на профессиональные темы не говорит, кроме Жанки, это старая любовь.

По характеру он похож больше на Татьяну, они оба максималисты, им подавай решение самых трудных вопросов. Она занимается анализом, ей подай «Коляску», он чистый теоретик. В тексте об этом кое-что есть. Тут не образование важно, а дарование и установка на результат – есть вопрос, хочу дать ответ! И никаких фуфлыжников. Никакого марксизма, никакого структурализма, а про постмодернизм тогда еще не слыхали…

От девок он еще отличается тем, что они домашние, а он уличный. С родителями поссорился, из дому сбегал, два года на улице, два года в приемных семьях. Год у Светки, год в еврейской семье, которая подобрала его на улице. Очень консервативная семья, такие местечковые, говорили на идиш, соблюдали субботу. А кашрут не соблюдали, в современном городе это трудно. Однако там у деда была религиозная идея: дать убежище. Беглеца выдавать нельзя. Выправили ему документы на фамилию Агеев. Настоящие документы, подлинные. И он за год даже научился кое-как говорить на идиш. По поводу чего тот же дед произносит поговорку: если гой хочет говорить на идиш, пусть его постигнет судьба, назначенная мне! Это страшное дело – еврейская судьба…

Деньги у него от другого деда, от своего родного, он единственный наследник, а там был дом, сад, еще кое-что… У деда с бабкой он жил, когда родители отступились, махнули рукой. До того он по заявлению родителей был в розыске – не как преступник, а как потерянный ребенок. Быть в бегах штука непростая.

Он не мошенник, вообще никогда не воровал, даже когда жил на улице. Сторожил виноградники – их птицы разоряют, носил старухам покупки с рынка, еще какие-то копеечные заработки… Как раз в Средней Азии с мелкими уличными заработками было туго, там нанимали взрослого мужика месить тесто за рубль в день. Высокая рождаемость, безработица. Деньги там дороги. Но если работать за еду, выжить можно.

У него навыки бродяги – пристанище нужно иметь не одно, а несколько. На Челябинской у него забавные соседи, девица у зеркала – проститутка, грузин Бондо вор. Это настоящие блатные. И ничего, поладили с бродягой. Хотя у него с ворами отношения не совсем честные, не совсем равные: они при опасности мигом перетащили его в свою запасную хату на Рязанке, просто не думали, что у него свои запасные аэродромы есть, а он их привести в Голиковский все же не решается, это не совсем безопасно. За блатными всегда хвост, вслед за ними придут менты. Для этих друзей нужно держать еще одну конуру где-нибудь в Люблино. По тем временам недорого.

И уж во всяком случае он не мент. Ни в коем случае! У него есть навыки убегать и прятаться, а навыков розыскной работы нет, поэтому он так долго топчется с Гилевскими, из тупика не вылезает. Пока не помог управдом, друг человека…

Все это должно было потихоньку войти в роман, но в отведенный объем не вмещается, поэтому как бы отдельная биографическая справка, что само по себе глупость…

Вообще у романа конструкция такая в общих чертах. Положим, есть три персонажа, Иванов, Петров и Сидоров. Тогда главы идут так: про Иванова, про Иванова, про Иванова, про Петрова, про Петрова, про Сидорова, про Иванова и Кукушкину, опять про Сидорова, про Петрова… И обязательные ретардации, отступления. Про панцирные кровати, про вино рислинг, про разговоры в ресторане Дома писателей… Далее портреты, пейзажи, интерьеры. Не просто рассказ о том, как Новый год встречают в четыре захода, а такое хорошее описание новогоднего стола страницы на три. Это роман!

Но как только у нас появилась посторонняя глава «Филология», Хаген сразу сказал: сумбур! Интерес пропал, читать тяжело.
Все, туши свет. Или плохо написано, или роман здесь не идет вообще. Поэтому надо закругляться, сворачиваться.



:oops: :oops:
Гертруда
Сообщения: 141
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D :D

32. Второй сон профессора Б.

Зимой рано темнеет, рано зажигают фонари. Заснеженный город, освещенный фонарями, это красиво. Ехать по такому городу приятно. Глазей себе в окошко машины и вспоминай подобающие случаю стишки. Татьяна решила вести себя по правилам, ехала и вспоминала стишки.

Первый, который всплыл в памяти, вроде как и подобал случаю, но почему-то вызвал раздражение. Филология, филология… Она не может просто вспоминать стишки и наслаждаться их звуком, она одновременно вспоминает интервью, которое автор стишков дал одному бойкому журналисту (примечание автора романа: похоже, здесь очередной анахронизм, интервью автор стишков дал позже описываемых событий). Он кипел, он возмущался. Его негодование было направлено против Блока. Разве можно так писать: «красивая и молодая»? Фи, пошлость невыносимая! Кажется, он еще вспоминал Пушкина. И разумеется, предполагалось, что сам он такой гадости никогда не напишет. «Красивая и молодая» это плохо, он писал иначе: «старый и красивый». Конечно, это стильнее, элегантнее, свежее. «Любовник старый и красивый…» М-да… Татьяна хмыкала, однако знала, что автор этих строк нашего поля ягода. Этот поэт не был дитятей литературного истеблишмента. Его не печатал журнал «Юность». Его вообще никто не печатал. Поэт был дитятей литературной подворотни. И подворотня взрастила дивного поэта, какого журнал «Юность» не видывал за все время своего существования. Подворотня снабдила поэта важными вещами — независимостью ума и вкуса. Но подворотня также лишила его зрение перспективы, способности видеть масштаб и сравнивать размеры. Поэтому он так безбоязненно несет свою ахинею о Блоке, который крупнее его самого раз в сто. И пусть несет, именно это интеллектуальное бесстрашие и позволило ему вырасти большим поэтом.

М-да… А все же это не те стишки, какие подобают случаю. Рождественские, подходящие по сезону, но не те. Пафосу много. Татьяна вспомнила другие стишки. «В тарантасе, в телеге ли еду ночью из Брянска я, все о нем, все о Гегеле моя дума дворянская…» Да, Жемчужников больше подходит. Как раз у него есть ощущение масштаба, перспективы и умение видеть себя со стороны. Там и тогда все о Гегеле, у нас и сейчас все о филологии. Едут трое в такси по ночной Москве. Между прочим, устремляются в сторону Ордынки, по ней удобнее будет подъехать, потому что по Ордынке и Пятницкой движение одностороннее. Такси с больными седоками? Дудки, не надо нам этого вашего запоздалого декаданса, у нас все молодые и здоровые, Агеев вообще вылитый деревенский тракторист, поэтому на нем пиджак не сидит, мускулатура его распирает… Но о чем думают все трое, включая таксиста? О жизни? Дудки, они думают об изящной словесности. Все их думы только филологические. Ладно, у таксиста просто день такой, он начал читать Жапризо, но не закончил и теперь пытается угадать продолжение. А двое других? Они люди из анекдота. «Вот ты, рядовой Кривчиков, скажи, почему ты смотришь на автомат Калашникова, а думаешь о бабах? — А потому что я всегда о них думаю». Вот наш Кривчиков немножко свихнулся, отклонился от нормы, о бабах он думает только изредка, а всегда думает о филологии. И Татьяна тоже всегда думает о филологии.

Это глупо и смешно? Есть такое мнение. Мамаша Гоголя, когда он был лицеистом, в письмах ему писала, что страсть к книгам хотя и непостыдна, как карточная, а все же непочтенна и разорительна. Примерно к тому же пришел Толстой на склоне лет. Как-то стыдно сочинять небылицы о людях, которых никогда и на свете не было. Какая от этого польза? Пустое занятие. Впрочем, и ученые люди не лучше. Нашли в организме какую-то клеточку, в клеточке нашли какую-то протоплазмочку, в протоплазмочке найдут еще что-то — и конца этому не будет, пока бездельников не перестанут кормить, не заставят заниматься чем-то полезным для людей. М-да… Это говорит уже не глупая мамаша Гоголя, это говорит великий мудрец Толстой. А что говорит Агеев? А он у нас тоже дитя подворотни, он грубо выражается. Говорит, что Толстой и отроду умен не был, а к старости окончательно поглупел.

Ладно, Агеев, это мы знаем, что авторитетов для тебя нет. Толстого ты ниспроверг. Тогда ты сам, Агеев, стань вот здесь на перевернутый ящик и скажи тронную речь. Объясни в простых словах, зачем нужны эти небылицы о людях, которых и на свете никогда не было. Ты это можешь, Агеев? Агеев нагло улыбается и кивает. Он может.

Он становится на перевернутый ящик и говорит тронную речь. Братие и сестрие! Вы телевизор-то хоть иногда смотрите? Или так живете, прозябаете во мраке и невежестве? Ага, все-таки смотрите. Это хорошо. Тогда знаете товарища Сенкевича и его программу «Клуб кинопутешествий». Возможно, видали в какой-нибудь передаче счастливое племя, которое живет себе в Экваториальной Африке или в бассейне реки Амазонки и по сей день пребывает в каменном веке. Первобытная жизнь. У некоторых племен и вождя нет. Некоторые уже умеют разводить крупный рогатый скот, но доить корову не научились, молока в пищу не употребляют. Употребляют в пищу коровью кровь, берут ее понемногу из жилы. Может быть, по разумению графа Толстого, такая жизнь и есть самая счастливая, безгрешная и угодная богу. Ничего лишнего. Но если людям все же надоедает умирать повально в каждый засушливый год, они начинают понемножку усложнять свой быт. Осваивают скотоводство и земледелие. Учатся выплавлять металлы. Учатся торговать: я тебе железный плуг, а ты мне дюжину овец. Для этого приходится жить теснее, сбиваться в более многочисленные сообщества. Приходится устанавливать законы и назначать власть, которая эти законы исполняет. Дальше больше. Нужно построить стену, которая отделяет то пространство, где действует закон, от того, где никаких законов нет. Здесь ты в безопасности, а там к незнакомцу лучше не подходить на расстояние короче полета стрелы. Здесь какая-никакая военная сила и полиция, городовые стражники. Вот на этом этапе вдруг к самым нужным и необходимым вещам вдруг добавляются ненужные. Еще религия туда-сюда, как-то этнографы могут объяснить ее зарождение, дескать, посредством религии насаждается мораль. Но вот словесность… Непонятная вещь, вроде бы только для развлечения придумана, продолжение бабушкиных сказок, но практика показывает, что народ, у которого есть письменная литература, существенно отличается от народа, у которого письменной литературы нет. Когда неприятель сокрушит твое государство, когда города будут разрушены, а население разбежится по лесам, дальнейшая судьба этого населения сильнейшим образом зависит от того, что находится в его головах. Если там есть Евгений Онегин или равный ему по привлекательности персонаж, люди снова соберутся, отстроят города, восстановят государство, закон и власть. Если нет Евгения Онегина, они там в лесах и останутся, вернутся в первобытное состояние. Все это проверено многократно. Известны и такие случаи, и такие. Обнаруживается эта странная сила словесности. У них была национальная литература! И они не сгинули, не рассеялись… М-да… И уж на что пустой писатель Леонов, уж какой он там имитатор классики, компилятор и пастишер, но и у него бывают проблески гениальности. Сумел точно и коротко сформулировать эту мысль, недоступную великому Толстому. Книги живут дольше железа! Города и башни? Не потому оно все такое прочное, что из камня и железа, а потому что из мечты, из вздоха нашего, как бы из ничего… Браво! Низкий поклон Леонову и за это. Уловил суть. Но вот почему оно так? Почему человек с Евгением Онегиным в голове отличается от человека без Евгения Онегина в голове? На этот вопрос мы ответить не можем, просто примем как факт. Также примем установленный эмпирическим путем факт, что Евгения Онегина не удается заменить ни Павкой Корчагиным, ни Тимуром и всей его командой. Если удается, то разве что на короткое время и с ограниченным результатом. Потому что цель искусства — наслаждение, а прочие эффекты от него — они существенно косвенные, побочные. Они не субстанциальны, они акцидентны. А как только ты подменяешь цель… ну, дальше все ясно, сплошной Павка Корчагин.

Когда Агеев проповедует эти свои идеи, он даже немножко оживляется, хотя вообще человек флегматичный, невозмутимый. Что-то похожее Татьяна видела год назад, на праздновании дня рождения Пушкина в университете. Дата была не совсем круглая, празднование шло без большого размаха. Но уж разумеется, лекция в большой университетской аудитории. Публичная лекция, вход свободный. Ничего особенного Татьяна от этой лекции не ждала. Читал ее профессор К., она его знала, училась по его учебнику. Учебник скучноватый, с чуть заметным казенным душком. Сам профессор К. человек в больших чинах, он и кафедрой заведует, он и депутат, и делегат, и едва ли не член ЦК. Биография у него славная, боевая, профессор К. прошел всю войну, и на праздники на его грудь смотреть боязно — иконостас, ордена и медали от плеча и до пояса в три ряда. В филологии он человек влиятельный, как при таких чинах и полагается, но вот публичная лекция о Пушкине… ой, есть опасения, что это будет не лекция, а юбилейная речь. Татьяна ошибалась. Это была лекция. И какая! Профессор К. вернул ей хотя бы частично веру в нашу науку. Не все мы шарлатаны, не все халтурщики, не все изверились в своем ремесле. Есть те, кто наше существование оправдывает. Профессор К. гремел с кафедры, и для Татьяны это был праздник.

Он разбирал «Капитанскую дочку». В публичной лекции, приуроченной к дате, он разбирал «Капитанскую дочку». Он говорил о народном духе, который выражается и в заплачке капитанши над телом мужа, и в притчах Пугачева, и в поговорках одноглазого поручика. Он говорил о симметриях, о параллелях. Гринев и Миронова. Два персонажа, он и она. Пугачев и Екатерина. Два монарха, он и она, законный монарх и народный. Пугачев оказывает свое покровительство Петруше Гриневу, а Екатерина покровительствует Маше Мироновой. Гринев собрался жениться, а два монарха давно связаны в некотором смысле супружескими узами, потому что Пугачев именует себя Петром Федоровичем. И оба они в некотором смысле узурпаторы. Не один, а оба. И оба царя приходят сначала неузнанными! Каково построение! — профессор К. поднимал палец, смотрел в зал, пытаясь понять, все ли они оценили. А потом он перешел как бы к обычной юбилейной теме, к роли Пушкина в нашей культуре. И опять все было не так. Тиражи? Цифры? Безлимитная подписка? А что значат эти цифры? Это человечество, может быть, накануне бедствий и гибели обнимается с Пушкиным! Профессор К. гремел, Татьяна уже не удивлялась. Бедствия и гибель… Она очень, очень ошиблась, когда думала, что человек в таких чинах будет говорить о наших победах, о светлом пути, о месте Пушкина в обществе развитого социализма…

— А чего же ты ждала? — говорил Акиньшин, с которым она поделилась своими впечатлениями от лекции. — Это у дураков принято над ним посмеиваться. Васька такой, этакий, старомодный, ограниченный… Особенно эти структуральные изгаляются. А у Васьки вот здесь, — Акиньшин постучал себя пальцем по узкой груди, — осталось что-то студенческое! Осталась хотя бы такая студенческая любовь к русской литературе. Осталось уважение к русской литературе.

Потом она сделала ошибку. Она поделилась впечатлениями также и с Иркой. Ирка-Тварь сказала презрительно:

— Это уже было. Лотман сто лет назад писал. «Идейная структура «Капитанской дочки»» 1956 год. Я читала это на втором курсе!

Татьяна огорчилась. Бросилась в библиотеку. Нашла указанное сочинение. Неужели профессор К. мог чем-то попользоваться у этого тартусского шарлатана, да еще не сослаться на источник?

Убедилась, что Ирка-Тварь врет. От сердца отлегло. Обойдемся без тартусских…

Она вспоминала об этом, пока они ехали в такси из Вешняков в Замоскворечье, в Голиковский переулок. Всю дорогу в голове одна филология. И у Агеева то же самое, по лицу видно.

Дома их ждала Жанка. Агеева они погнали на кухню доваривать плов.

— Ну как там? — спросила Жанка.

— Все хорошо. Потом расскажу подробнее.

Далее они уселись за стол праздновать, встречать наступающий Новый год. Ну, тут удалось обойтись без филологии., уж можно поговорить и о чем-то другом. Всех поразил Мишка. Обычно он открывает рот только для того, чтобы сострить. Если нет наготове подходящей шутки, то и открывать рот незачем. А сегодня Мишка был серьезен, Мишка произнес программный спич. Татьяна все запомнила, решила обдумать после. Зато Агеев отличился иначе, он к концу вечера здорово напился, нес вздор.

Он говорит, что это не опасно. Напивается он не чаще четырех раз в год. Но уж хотя бы на эти жалкие четыре раза он имеет право?

Сегодня он использовал это право полностью, без остатка.

— Татьяна, ты великий человек! Ты пошла против второго начала термодинамики. Ты задела мировые струны. Струны колеблются. Вселенная стала к тебе благосклонна. Татьяна, мы будем гордиться, что живем с тобой в одно время!

Конечно, Агеев пьян, Агеев несет чушь… Его слова ничего не значат… А разве так бывает, чтобы его слова ничего не значили? Какой-то смысл в них есть. Только какой…

Впрочем, можно сказать, что вечер прошел удачно. Хорошо посидели, будет что вспомнить.

Разошлись заполночь, как и полагается.

***

Когда они разошлись, профессор Б. давно спал в своей квартире на другом конце города. Все было как в тот раз, сначала всякая чепуха, а потом приснился Костин.

Опять ресторан Дома ученых. Опять они сидят у стеклянной стенки, ждут, когда официантка принесет обед.

— Ну что, Арик, про стекло все узнал? — спрашивает Костин.

— Наверное, не все, но ты был прав, стекло венецианское. Удивительная вещь!

— А я, Арик, в прошлый раз напутал, — говорит Костин. — Извини! Статья-то моя, что у тебя лежит, она не про «Гека Финна». Это о «Лягушке» статья. «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса». Понимаю, почему ты в прошлый раз моим вопросам удивлялся. Зато теперь все точно. Лежит у тебя в редакции такая статья?

Профессор Б. в растерянности.

— Лежит.

— Ну и как она тебе?

— Извини, Сережа… Статья про «Лягушку» у меня есть. Только мне помнится, что не твоя статья.

— А чья же?

— Девочка одна приносила.

Костин поднимает брови, округляет глаза. Опять голубые, чертовщина какая-то…

— Что за девочка?

— Да так, просто девочка…

— А я думал, моя статья. Арик, а эта девочка… ты ее на критерий Белкина испытывал?

— Нет.

Он уже давно и забыл о критерии Белкина. За давностью это кажется просто шуткой.

— Ты попробуй. А писанина ее как тебе показалась?

— Знаешь, Сережа, я, признаться, и не читал.

— А я бы глянул. Все же интересно, что нынешние девочки пишут.

Экран погас.

***

На другой день утром.

— Здравствуйте, Танечка! С наступающим вас!

— И вас, Арон Исаакович. Самые лучшие пожелания!

— Танечка, я ненадолго… Скажите мне, какая в «Гекльберри Финне» самая гениальная фраза?

— Она поймала крысу!

— Спасибо, Танечка. Я позвоню позже.

Он повесил трубку, подумал. Костин снился дважды. Стекло оказалось венецианское. Критерий Белкина она прошла. Придется найти ее статью, посмотреть. Вот только куда он ее засунул? Больше года назад приносила, мог и потерять ненароком…

…………………………

………..

***

:oops: :oops:
Гертруда
Сообщения: 141
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D :D

Остается две главы. Если в две не вместится, то три.

Позади восемь листов с хвостиком. В пересчете на обычный книжный формат это примерно 132 страницы.
Никогда не думала, что на форуме кто-то может столько прочесть. Рекорд Хелены давно побит.

Вспоминаю одного старинного тематического автора. Как раз эпохи Старого форума. Уже лет пять назад он говорил так: при своей нынешней популярности я могу открывать шампанское при появлении каждого нового читателя. Не разорюсь…


:oops: :oops:
Ответить