Конкурс ПиН-2021 - Expat - №10. Рисунки и художества
-
- Сообщения: 905
- Зарегистрирован: Пт окт 22, 2021 2:41 pm
Re: Конкурс ПиН-2021 №10. Рисунки и художества
Что касаемо самой школы. Прежде всего, очень трудно представить, что граф мог назвать ее в честь своей покойной жены. Это время, когда все подобные заведения находятся в ведомстве IV отделения Собственной канцелярии, куда они ранее были переданы из ведомства Императрицы Марии Федоровны, бывшей до смерти Высочайшей покровительницей таких учреждений. Создать подобный институт ( а название школа тут немыслимо для высшего и даже среднего учебного заведения того времени, которые традиционно именовались именно институтами благородных девиц или училищами в крайнем случае, иногда можно встретить - Воспитательное общество или дом) ,без Высочайшего соизволения, да еще в столице империи, дело немыслимое. Да и никто бы не стал так делать, напротив - искали бы именно высочайшего покровителя, и наверняка нашли бы, но и наименование заведению было бы дано по имени кого-то из высочайших особ. Поэтому мысль связать название школы с императрицей Екатериной была очень здравая, она полностью укладывалась бы в реалии создания подобных заведений того времени. А вот быть попечителем этого института графу ничто не мешало, конечно.
-
- Сообщения: 905
- Зарегистрирован: Пт окт 22, 2021 2:41 pm
Re: Конкурс ПиН-2021 №10. Рисунки и художества
Далее, касательно истории Софьи Эльмпт. Это события еще екатерининского царствования, а скорее - просто исторический анекдот, подробности которого можно узнать здесь:
https://history.wikireading.ru/132620
Представить себе, что через 60 с лишним лет об этом известно всем и каждому - очень трудно. Да и современники и не считали эту историю реальной.
https://history.wikireading.ru/132620
Представить себе, что через 60 с лишним лет об этом известно всем и каждому - очень трудно. Да и современники и не считали эту историю реальной.
-
- Сообщения: 905
- Зарегистрирован: Пт окт 22, 2021 2:41 pm
Re: Конкурс ПиН-2021 №10. Рисунки и художества
Очень интересная фигура здесь это Карл Францевич, конечно. Нет, сделать его избавителем в этой истории - отличная идея, но если бы он еще и автором оказался - это был бы грандиозный сюжетный ход. Но, для порки он, конечно, не годится и тут автору пришлось бы поломать голову над развязкой, и если бы удалось - это было бы грандиозно. Впрочем, почему бы ему не выпороть графиню, например? И граф был бы не нужен в финале.
Re: Конкурс ПиН-2021 №10. Рисунки и художества
Вот потому Восточный рассказ и получился таким динамичным, заводным и немного театральным (в хорошем смысле), что автор от души хулиганил, о читателях прежде всего думал. Мы, читатели, оценили
Но с этим трудом другой случай
-
- Сообщения: 905
- Зарегистрирован: Пт окт 22, 2021 2:41 pm
Re: Конкурс ПиН-2021 №10. Рисунки и художества
Но вернемся к нему самому Карлу Францевичу.
Ума не приложу, как он мог оказаться разночинцем, и уж точно никак не мог им числиться. Юридически такого сословия просто не существовало. Если оттолкнуться от все того же Росси, чью судьбу он во многом повторяет, то Карл Иванович почти всю жизнь прожил неаполитанским подданным и вступил в российское подданство за пару лет до смерти по причине глубокой бедности, ради пенсии детям. Понятно, что он был причислен к российскому дворянству в силу своего чина и владимирского кавалерства, а Карлу Францевичу до этого было далеко. Но трудно представить себе, зачем бы вообще Карлу Францевичу принимать российское подданство. С высокой долей вероятности, даже если он и не уехал на родину в старости, он бы так и доживал с иностранным паспортом, не имея никакой нужды приписываться к какому-либо российскому сословию. С другой стороны, трудно представить себе и тот факт, что за столько лет он не выслужил себе ни в Александровской, ни в Николаевской России никакого чина, дающего право на личное дворянство. Образованные люди в то время быстро делали карьеру, да и сам его приезд в Россию вряд ли мог быть чем то иным, как результатом приглашения на службу. И уж точно приятель молодости Росси мог ему найти эту службу и доставить чин. Но бог с ним, допустим ему кругом не повезло. Но и в этом случае, вступив в российское подданство, он как минимум должен был оказаться почетным гражданином.
Очень странно было со стороны графини думать, что он не понимает французский. Для человека его круга это практически немыслимо. Также удивительна его крайняя бедность. Росси тут плохой пример, ибо его нищета связана вовсе не с отсутствием заработка, а с наличием десяти детей в двух браках и расточительным образом жизни . У Росси даже своя ложа в театре была, которой он торговал, пока это не запретили. И уж точно он не был гордецом, не принимавшим помощь, ибо долгов за ним осталось очень много. Государь, кстати, их оплатил, как и его похороны. И назначил пенсию детям, обе супруги к тому времени почили в бозе.
Место учителя рисования, конечно, больших доходов принести не могло. Но для одинокого человека, не обремененного семьей, это не значило и нищету до продранных локтей бекеши. Кстати, в таком виде на службу являться было вряд ли возможно. И почему бекеши? Это зимняя одежда, она портится под дождем. Логичнее была бы шинель, которую бедные люди носили круглый год, и в дождь, и в снег.
Что до извозчика, то весь Невский на "ваньке" тогда стоил 6 копеек. Но даже эти небольшие деньги Карлу Ивановичу искать было не нужно. Человек его времени вообще никуда бы не поехал в такой ситуации, но послал рассыльного мальчишку, которого можно было найти куда быстрее извозчика, тем более - на Песках. А по хорошему, подошел бы любой кухаркин сын из того же института. Это обошлось бы ему в копейку и было бы куда быстрее, ибо максимальная скорость езды извозчика того времени по городу - 10 км/ч, но "ванька" и столько не ехал, не говоря уже о том, что проехать в то время по Невскому было совсем не просто, пробки были уже тогда. И они усугублялись необходимостью уступать дорогу важным особам, коих на Невском было полно. Короче, мальчишка не только добежал бы быстрее, но и передать записку графу через лакея было скорее, чем добиться у него приема.
А уж съездить туда и обратно за тот час, что продолжалась порка, с Песков на Мойку и обратно, было и вовсе немыслимо. Граф ведь не поедет на ваньке, даже если собственный выезд закладывать не станет. Это же за лихачом бежать надо, а его днем поди сыщи, они к вечеру выезжают. Да еще в дождь, когда спрос на извоз большой. Скорее, он бы того же Карла Францевича с запиской к графине и отправил. И вот тут можно было бы такой поворот сюжета устроить....Ну ладно, это мечты уже.
Ума не приложу, как он мог оказаться разночинцем, и уж точно никак не мог им числиться. Юридически такого сословия просто не существовало. Если оттолкнуться от все того же Росси, чью судьбу он во многом повторяет, то Карл Иванович почти всю жизнь прожил неаполитанским подданным и вступил в российское подданство за пару лет до смерти по причине глубокой бедности, ради пенсии детям. Понятно, что он был причислен к российскому дворянству в силу своего чина и владимирского кавалерства, а Карлу Францевичу до этого было далеко. Но трудно представить себе, зачем бы вообще Карлу Францевичу принимать российское подданство. С высокой долей вероятности, даже если он и не уехал на родину в старости, он бы так и доживал с иностранным паспортом, не имея никакой нужды приписываться к какому-либо российскому сословию. С другой стороны, трудно представить себе и тот факт, что за столько лет он не выслужил себе ни в Александровской, ни в Николаевской России никакого чина, дающего право на личное дворянство. Образованные люди в то время быстро делали карьеру, да и сам его приезд в Россию вряд ли мог быть чем то иным, как результатом приглашения на службу. И уж точно приятель молодости Росси мог ему найти эту службу и доставить чин. Но бог с ним, допустим ему кругом не повезло. Но и в этом случае, вступив в российское подданство, он как минимум должен был оказаться почетным гражданином.
Очень странно было со стороны графини думать, что он не понимает французский. Для человека его круга это практически немыслимо. Также удивительна его крайняя бедность. Росси тут плохой пример, ибо его нищета связана вовсе не с отсутствием заработка, а с наличием десяти детей в двух браках и расточительным образом жизни . У Росси даже своя ложа в театре была, которой он торговал, пока это не запретили. И уж точно он не был гордецом, не принимавшим помощь, ибо долгов за ним осталось очень много. Государь, кстати, их оплатил, как и его похороны. И назначил пенсию детям, обе супруги к тому времени почили в бозе.
Место учителя рисования, конечно, больших доходов принести не могло. Но для одинокого человека, не обремененного семьей, это не значило и нищету до продранных локтей бекеши. Кстати, в таком виде на службу являться было вряд ли возможно. И почему бекеши? Это зимняя одежда, она портится под дождем. Логичнее была бы шинель, которую бедные люди носили круглый год, и в дождь, и в снег.
Что до извозчика, то весь Невский на "ваньке" тогда стоил 6 копеек. Но даже эти небольшие деньги Карлу Ивановичу искать было не нужно. Человек его времени вообще никуда бы не поехал в такой ситуации, но послал рассыльного мальчишку, которого можно было найти куда быстрее извозчика, тем более - на Песках. А по хорошему, подошел бы любой кухаркин сын из того же института. Это обошлось бы ему в копейку и было бы куда быстрее, ибо максимальная скорость езды извозчика того времени по городу - 10 км/ч, но "ванька" и столько не ехал, не говоря уже о том, что проехать в то время по Невскому было совсем не просто, пробки были уже тогда. И они усугублялись необходимостью уступать дорогу важным особам, коих на Невском было полно. Короче, мальчишка не только добежал бы быстрее, но и передать записку графу через лакея было скорее, чем добиться у него приема.
А уж съездить туда и обратно за тот час, что продолжалась порка, с Песков на Мойку и обратно, было и вовсе немыслимо. Граф ведь не поедет на ваньке, даже если собственный выезд закладывать не станет. Это же за лихачом бежать надо, а его днем поди сыщи, они к вечеру выезжают. Да еще в дождь, когда спрос на извоз большой. Скорее, он бы того же Карла Францевича с запиской к графине и отправил. И вот тут можно было бы такой поворот сюжета устроить....Ну ладно, это мечты уже.
-
- Сообщения: 905
- Зарегистрирован: Пт окт 22, 2021 2:41 pm
Re: Конкурс ПиН-2021 №10. Рисунки и художества
По поводу Северной столицы ( кстати, Экспат вряд ли написал бы здесь оба слова с большой буквы. Впрочем, возможно, он меня поправит). Насколько я знаю, это название возникает в обиходе только после переноса столицы в Москву большевиками. По крайне мере, я не могу вспомнить в литературе более ранее его использование. И это логично, ибо всю историю империи это была просто столица, а вот Москву часто называли и старая столица, и древняя столица.
-
- Сообщения: 905
- Зарегистрирован: Пт окт 22, 2021 2:41 pm
Re: Конкурс ПиН-2021 №10. Рисунки и художества
Росси, кстати, без работы не сидел до самой смерти, и в момент событий, описанных в этом рассказе, он был занят ремонтом Александринского театра, то есть выполнял большой заказ. Умер он от холеры, но вовсе не голода и нищеты.
Не очень понял касательно выхода из моды итальянского стиля. Росси обычно связывают с ампиром, который в Петербурге стал вершиной как раз русского классицизма. А вот пришедшая ему на смену эклектика, как раз к национальным стилям и обращается. Тот же Штакеншнайдер строит в "помпеянском" стиле, по его собственному выражению. Если же считать итальянским стилем палладианство, то оно завершилось задолго до заката карьеры Росси, тут последним, наверное, Руска отметился.
Не очень понял касательно выхода из моды итальянского стиля. Росси обычно связывают с ампиром, который в Петербурге стал вершиной как раз русского классицизма. А вот пришедшая ему на смену эклектика, как раз к национальным стилям и обращается. Тот же Штакеншнайдер строит в "помпеянском" стиле, по его собственному выражению. Если же считать итальянским стилем палладианство, то оно завершилось задолго до заката карьеры Росси, тут последним, наверное, Руска отметился.
Re: Конкурс ПиН-2021 №10. Рисунки и художества
Насчёт заглавных букв - нарочно не написал бы, а случайно мог бы пропустить свободно. Всё та же бессонница, так её перетак. Плюс всё-таки я давно живу в стране другого языка, в котором совсем другие правила относительно заглавных букв. Насчёт автора не поручусь.Alexander Kovalskij писал(а): ↑Чт дек 16, 2021 2:29 pm По поводу Северной столицы ( кстати, Экспат вряд ли написал бы здесь оба слова с большой буквы. Впрочем, возможно, он меня поправит). Насколько я знаю, это название возникает в обиходе только после переноса столицы в Москву большевиками. По крайне мере, я не могу вспомнить в литературе более ранее его использование. И это логично, ибо всю историю империи это была просто столица, а вот Москву часто называли и старая столица, и древняя столица.
По сути - вынужден признать, что понятия не имею, когда появился термин "Северная столица", ничем тут помочь ни Вам, ни автору не могу.
Вроде бы петербуржцев на форуме немало, наверное, кто-нибудь поможет. Действительно, очень жалко, что Квазара нет в этом году.
Официального переноса столицы в Петербург никогда не было, насколько я знаю - туда просто явочным порядком перевели большую часть государственного аппарата...
А Вам большое спасибо, Ковальский. Вот это обсуждение в духе старого ПиНа (на котором, по-моему, исторических рассказов было больше, чем сейчас) - корректное, но дотошное и въедливое. Уверен, что автор Вам скажет спасибо.
Re: Конкурс ПиН-2021 №10. Рисунки и художества
Я на 99% уверен, что автор использует вот этот эпизод из записок Л.В. Дубельта (преемника упомянутого в рассказе А.Х.Бенкендорфа на посту начальника III Отделения) за 1851 год
https://runivers.ru/new_htmlreader/?boo ... pter=84261
Разумеется, автор сместил время действия лет на 10 раньше (ещё живы не только Росси, но и Бенкендорф), и вообще очень сильно изменил ситуацию (имеет право, фамилии изменены), но некоторые важные моменты - вплоть до имени (но не отчества) вельможной стервы - явно использовал.
Скорее всего, в реальной школе были только такие ученицы, как Соня Вознесенская (из духовного сословия) и Катя Ремезова (самые бедные мелкопоместные дворяночки). Первых можно было бы сечь вплоть до практически взрослого возраста вообще без проблем, если бы Варвара Сергеевна или Александровна совсем уж не потеряла чувство меры, последних, наверное, по крайней мере без особого скандала. Не было, скорее всего, таких, как Жюли Красовская, Маша Арсеньева и Леночка Клейнталь (с последней не так ясно - статус эстляндского или курляндского барона, как и грузинского князя, мог, как я понмиаю, означать практически всё, что угодно, от вельможи до голодранца с титулом).
Но да, увы, автор много чего принёс в жертву драматизму.
Лафит, кстати, тоже стал популярен в России только во второй половине XIX века. Но как звучит!
В очередной раз убеждаюсь, как я прав в своей мудрой тематико-литературно-географической стратегии: для русских писать об Англии, для англичан о России. Так куда как проще слыть знатоком истории .
Данный автор храбрее меня!
Хотя мне представляется, что при всех допущениях и неточностях, дух истории в этом рассказе всё же витает !
И автор её совершенно точно любит, как и автор рассказа №1.
Даже немножко юмора есть - например, про шедевр современной живописи. Хотя, конечно, с №1 не сравнить по этой части!
https://runivers.ru/new_htmlreader/?boo ... pter=84261
То есть Format C, писавшийОбнаружено, что граф Дмитрий Николаевич Шереметев имеет преступную связь с сестрою покойной его жены, девицею Варварою Сергеевною Шереметевою. Ведя жизнь нетрезвую, она предложила графу Шереметеву учредить школу для девиц дворянского и духовного происхождения, под названием Анненской школы, в память графини. Граф Шереметев учредил эту школу под своим и ее начальством. 11 марта смотрительница той школы Юрьева жаловалась Варваре Сергеевне Шереметевой на леность воспитанниц 4 класса. Шереметева приехала в заведение и сказала, что хочет расправиться с негодяйками. Когда высекли розгами весь 4-й класс, Юрьева сказала ей: «Накажите кстати 3-й, 2-й и 1-й классы». Разгоряченная вином Шереметева пришла в ярость, выхватила розги у няньки и начала собственноручно наказывать. Не достало розог, послали в сад за прутьями акации, секли попеременно, то она, то нянька. Наказано было около ста воспитанниц. Со многими от страха сделался обморок; девушки падали, а Шереметева говорила, что они притворяются. Смотрительница Юрьева не только не удерживала ее, но еще подстрекала. Ненаказанных осталось 40 девиц, которых наказание было отложено до следующего дня. Школу повелено закрыть, а граф Шереметев предложил всех девиц разместить по разным заведениям для окончания их воспитания на его счет и сверх того предложил вносить сумму на воспитание 20-ти девиц в учебных заведениях, состоящих под покровительством Государыни Императрицы. Это пожертвование принято. [...] Варваре Сергеевне Шереметевой приказано выехать из дома графа Шереметева и жить при матери с тем, что ежели будет продолжать связь с графом, то ее заключат в монастырь. Графу Шереметеву предложено переехать из Москвы в Петербург, жить здесь и заниматься воспитанием своего сына
тоже прав: санкции в реальной ситуации последовали - не знаю, насколько нехилые.
Разумеется, автор сместил время действия лет на 10 раньше (ещё живы не только Росси, но и Бенкендорф), и вообще очень сильно изменил ситуацию (имеет право, фамилии изменены), но некоторые важные моменты - вплоть до имени (но не отчества) вельможной стервы - явно использовал.
Скорее всего, в реальной школе были только такие ученицы, как Соня Вознесенская (из духовного сословия) и Катя Ремезова (самые бедные мелкопоместные дворяночки). Первых можно было бы сечь вплоть до практически взрослого возраста вообще без проблем, если бы Варвара Сергеевна или Александровна совсем уж не потеряла чувство меры, последних, наверное, по крайней мере без особого скандала. Не было, скорее всего, таких, как Жюли Красовская, Маша Арсеньева и Леночка Клейнталь (с последней не так ясно - статус эстляндского или курляндского барона, как и грузинского князя, мог, как я понмиаю, означать практически всё, что угодно, от вельможи до голодранца с титулом).
Но да, увы, автор много чего принёс в жертву драматизму.
Лафит, кстати, тоже стал популярен в России только во второй половине XIX века. Но как звучит!
В очередной раз убеждаюсь, как я прав в своей мудрой тематико-литературно-географической стратегии: для русских писать об Англии, для англичан о России. Так куда как проще слыть знатоком истории .
Данный автор храбрее меня!
Хотя мне представляется, что при всех допущениях и неточностях, дух истории в этом рассказе всё же витает !
И автор её совершенно точно любит, как и автор рассказа №1.
Даже немножко юмора есть - например, про шедевр современной живописи. Хотя, конечно, с №1 не сравнить по этой части!
-
- Сообщения: 905
- Зарегистрирован: Пт окт 22, 2021 2:41 pm
Re: Конкурс ПиН-2021 №10. Рисунки и художества
Очень похоже. То есть получается синтез двух исторических эпизодов. С интересом прочитал, никогда ранее не слышал о таком инциденте. И об Аннненской школе Шереметева тоже. Было бы интересно узнать, где она находилась. Навскидку в Сети следов не нашел. Думаю, что здесь речь идет именно о школе, по типу женских гимназий, которые появились после 1858 года. Шереметев был известным благотворителем и логично, что он принял участие в этом новшестве. Кстати, смерть его первой жены была очень загадочной, весьма вероятно что ее отравили или она отравилась сама, но дело не расследовалось и тут можно строить массу предположений, особенно в сочетании с сожительством с сестрой жены. А богатство это человека было легендарным. Это именно о нем Пушкин пишет стихи "На выздоровление Лукулла".Expat писал(а): ↑Чт дек 16, 2021 4:53 pm Я на 99% уверен, что автор использует вот этот эпизод из записок Л.В. Дубельта (преемника упомянутого в рассказе А.Х.Бенкендорфа на посту начальника III Отделения) за 1851 год
https://runivers.ru/new_htmlreader/?boo ... pter=84261
Хороший пример того, как причудливо меняются исторические контексты даже в случае сдвига реального события на какой-то десяток лет. Впрочем, если еще жив Бенкендорф, то на все 15. И даже больше, поскольку в последние пару лет он много болел, лечился за границей и должность почти не исполнял.