Конкурс ПиН-2022 - Arthur - №11. Пробуждение
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Теперь о том, что не понравилось. И почему я думаю, что рассказ дописывался второпях и автору не хватило времени его вычитать перед отправкой. Очень много небрежностей. Шероховатости, несостыковки. И это касается и реалий, и каких-то второстепенных деталей, но главным образом языка.
По реалиям. Что показалось странным и недостоверным.
Сенная девушка в разговоре с барышней требует с нее клятву, да еще так бесцеремонно: "только вы уж поклянитесь, что ни гу-гу". И "Катенька поклялась не задумываясь". Слишком большая фамильярность, даже дерзость, со стороны крепостной и чрезмерная снисходительность со стороны барышни.
Барыня с барышней выходят на двор и чернь (почему так торжественно? не чернь, а дворня, дворовые) "расступалась … нерасторопно". Ну не могло такого быть. Мигом бы все сняли шапки и освободили проход. В крепостных это было вбито основательно. Не расступиться перед господами – это уже почти бунт.
Трость эта удивительная, которую автор вручил Дымову, а тот передарил Лукьяну. Трость, которая стоит "как четверка лошадей и карета с кучером в придачу". Понятно, что автор хотел показать, что вещь очень дорогая, но это уже перебор. Что у нее, набалдашник из цельного бриллианта?
Тут вот просто мелкая несообразность: "Рукава Мишкиной рубашки были мяты и небрежно закатаны по локоть, а спину обтягивал старый черный сюртук…". У сюртука длинные рукава. Рукавов рубашки под ними не видно. И закатать рукава сюртука тоже не получится, он из плотной материи. Эта мелочь портит замечательный психологический момент, когда Катенька не узнает своего прежнего возлюбленного, оттого что он стал ей чужим.
Ну и кучер, который разбирается в батистовых платочках, тоже, конечно, порадовал.
Некоторые фразы построены так, что вообще не поймешь, что имелось в виду.
"В сердце Катеньки что-то хрустнуло, как ветка в ночной тиши, пришло понимание за что Дашуня получила благословение на вожделенную ею семейную жизнь и, наконец, спасительное освобождение от чувства вины" - вот тут самый яркий пример, неясно, кто получил освобождение от чувства вины, Катенька или Дашуня. А ведь это важно для понимания всего рассказа.
"Матушка ее редко забывала о сложностях своей неприкаянной юности, когда отец, хоть и благородного сословия, но обеднел дальше некуда" - Отец это Дмитрий Андреевич или батюшка самой Анны Павловны? Зачем оставлять эту лазейку для неверного прочтения?
Местами очень странный выбор слов. Иногда из-за этого возникает нежелательный комический эффект.
“выпестованной собственноручно” - сразу вспоминается героиня Диккенса, которая "воспитывала своими руками" своего младшего брата.
"намечающуюся от тревог сердечных (…) лысину" - "сердечные тревоги" – это устойчивое выражение в русской литературе, и под ним понимаются именно любовные переживания. Какие сердечные тревоги у почтенного отца семейства? У него хозяйственные хлопоты по имению.
"В это утро сенная была особенно оживлена". – Изначально домашних служанок называли "сенная девушка" и "горничная девушка" (или девка). В случае горничной второе слово отвалилось, и прилагательное стало самостоятельным существительным. Но с сенной девушкой такого не произошло, и поэтому голое прилагательное без существительного воспринимается странно. В приведенной фразе у меня вообще возникли ассоциации с площадью или станцией метро.
"да услышит Всевышний ее молитвы" - зачем автор вставил в забавный Дашунин говорок эту сложную выспренную фразу? Мне кажется, она бы сказала проще, "дай Бог здоровья", "храни ее Господь".
"Делилась чаяниями на успех". Надеются НА что-то, а чают чего-то, без предлога. Как будто автор второпях заменил одно слово другим и забыл об управлении.
Это только несколько примеров, такого в тексте много.
Наверняка кто-то сочтет, что я придираюсь. Но мне такие вещи правда затрудняют восприятие и вызывают досаду. Ощущение, что постоянно спотыкаешься. Я очень надеюсь, что автор на меня не в претензии. Рассказ очень хороший, и он мог бы быть еще лучше.
По реалиям. Что показалось странным и недостоверным.
Сенная девушка в разговоре с барышней требует с нее клятву, да еще так бесцеремонно: "только вы уж поклянитесь, что ни гу-гу". И "Катенька поклялась не задумываясь". Слишком большая фамильярность, даже дерзость, со стороны крепостной и чрезмерная снисходительность со стороны барышни.
Барыня с барышней выходят на двор и чернь (почему так торжественно? не чернь, а дворня, дворовые) "расступалась … нерасторопно". Ну не могло такого быть. Мигом бы все сняли шапки и освободили проход. В крепостных это было вбито основательно. Не расступиться перед господами – это уже почти бунт.
Трость эта удивительная, которую автор вручил Дымову, а тот передарил Лукьяну. Трость, которая стоит "как четверка лошадей и карета с кучером в придачу". Понятно, что автор хотел показать, что вещь очень дорогая, но это уже перебор. Что у нее, набалдашник из цельного бриллианта?
Тут вот просто мелкая несообразность: "Рукава Мишкиной рубашки были мяты и небрежно закатаны по локоть, а спину обтягивал старый черный сюртук…". У сюртука длинные рукава. Рукавов рубашки под ними не видно. И закатать рукава сюртука тоже не получится, он из плотной материи. Эта мелочь портит замечательный психологический момент, когда Катенька не узнает своего прежнего возлюбленного, оттого что он стал ей чужим.
Ну и кучер, который разбирается в батистовых платочках, тоже, конечно, порадовал.
Некоторые фразы построены так, что вообще не поймешь, что имелось в виду.
"В сердце Катеньки что-то хрустнуло, как ветка в ночной тиши, пришло понимание за что Дашуня получила благословение на вожделенную ею семейную жизнь и, наконец, спасительное освобождение от чувства вины" - вот тут самый яркий пример, неясно, кто получил освобождение от чувства вины, Катенька или Дашуня. А ведь это важно для понимания всего рассказа.
"Матушка ее редко забывала о сложностях своей неприкаянной юности, когда отец, хоть и благородного сословия, но обеднел дальше некуда" - Отец это Дмитрий Андреевич или батюшка самой Анны Павловны? Зачем оставлять эту лазейку для неверного прочтения?
Местами очень странный выбор слов. Иногда из-за этого возникает нежелательный комический эффект.
“выпестованной собственноручно” - сразу вспоминается героиня Диккенса, которая "воспитывала своими руками" своего младшего брата.
"намечающуюся от тревог сердечных (…) лысину" - "сердечные тревоги" – это устойчивое выражение в русской литературе, и под ним понимаются именно любовные переживания. Какие сердечные тревоги у почтенного отца семейства? У него хозяйственные хлопоты по имению.
"В это утро сенная была особенно оживлена". – Изначально домашних служанок называли "сенная девушка" и "горничная девушка" (или девка). В случае горничной второе слово отвалилось, и прилагательное стало самостоятельным существительным. Но с сенной девушкой такого не произошло, и поэтому голое прилагательное без существительного воспринимается странно. В приведенной фразе у меня вообще возникли ассоциации с площадью или станцией метро.
"да услышит Всевышний ее молитвы" - зачем автор вставил в забавный Дашунин говорок эту сложную выспренную фразу? Мне кажется, она бы сказала проще, "дай Бог здоровья", "храни ее Господь".
"Делилась чаяниями на успех". Надеются НА что-то, а чают чего-то, без предлога. Как будто автор второпях заменил одно слово другим и забыл об управлении.
Это только несколько примеров, такого в тексте много.
Наверняка кто-то сочтет, что я придираюсь. Но мне такие вещи правда затрудняют восприятие и вызывают досаду. Ощущение, что постоянно спотыкаешься. Я очень надеюсь, что автор на меня не в претензии. Рассказ очень хороший, и он мог бы быть еще лучше.
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Этот момент я не поняла. Допустим, платок символизирует любовь, от которой Катенька отказалась, отдав его. Но её отец и Лукьян об этом откуда знают? Почему наказание прекратили, как только Дашуня принесла платок?Niza писал(а): ↑Пн дек 19, 2022 6:32 pm
"Анна Павловна осторожно вытянула из ее слабого кулачка белый лоскут батиста и бросила Дашуне. Та цепко подхватила его, кубарем скатилась с коляски и бросилась к столбу.
Лукьян бросил поломанные розги на землю, перекинулся взглядом со стоящим рядом хозяином и, кивнув, выбрал свежие прутья.
В толпе мелькнуло платье Даши. Сенная бросилась в ноги Дмитрию Андреевичу и протянула ему Катин платок. Хозяин тут же крикнул «Хватит!».
Но про признание Мишки тут ничего нет. Ему было, мягко говоря, не до этого. Или его признание слышал бы весь двор.
На земле
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Я это объяснила себе так, что платочек, переданный от барыни, был просьбой (или приказом?) о прекращении наказания. Знак, что уже достаточно. Вроде как маленький белый флажок. Но что автор имел в виду - не знаю, конечно.
- Solnce
- Сообщения: 883
- Зарегистрирован: Ср ноя 24, 2021 12:26 pm
- Откуда: Земли полуденной волшебные края
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
И я не поняла мысль Niza Может вы подробнее напишете?
Я бы вот так объяснила:
April, спасибо за подробные разбор. Очень интересно!
Я бы вот так объяснила:
Мне кажется что все уже согласились - вина Мишки сомнительна. Значит пороть барин его не хотел. Анна Павловна уговорила мужа. И всю порку наблюдала за Катей. Платок отдают Даше. Явно же что это символ помилования. И Дмитрий Андреевич это понял. Значит они так договорились в библиотеке. Ну и платок как символ любви. Катя его выпускает из рук и больше он к ней не вернется. Тут мне все кажется понятным.Потом господа тихо спорили в библиотеке. О чем вышла размолвка никому подслушать не удалось, но вышла из комнаты хозяйка со спокойным лицом и даже ласковым.
April, спасибо за подробные разбор. Очень интересно!
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
если не рассматривать вариант, что автор просто не успел доработать линию "белого платочка", то в нем должен же быть смысл. И не просто символический, про чистую любовь.
Еще раз:
"Анна Павловна осторожно вытянула из ее слабого кулачка белый лоскут батиста и бросила Дашуне. Та цепко подхватила его, кубарем скатилась с коляски и бросилась к столбу.
Лукьян бросил поломанные розги на землю, перекинулся взглядом со стоящим рядом хозяином и, кивнув, выбрал свежие прутья.
В толпе мелькнуло платье Даши. Сенная бросилась в ноги Дмитрию Андреевичу и протянула ему Катин платок. Хозяин тут же крикнул «Хватит!»
Если это знак мужу прекратить порку, то зачем эта беготня Дашуни к столбу и только потом к Дмитрию Андреевичу? И почему именно Катенькин платочек? И можно же, в конце концов, на словах с той же Дашуней передать.
Не, тут именно что сложная комбинация, с целью увязать в глазах мужа дочь и конюха через этот платочек. Хотя явно же, что они используются втемную, сами о своих ролях в этой интриге и не подозревают. Тогда вопрос - кто бенефициар? Кто следы заметает? Только маман остается
В обсуждениях были мнения, что в рассказе переплетаются сон и явь. Но, кажется, тут еще и как бы два сюжетных пласта - Катенькиного мира грез, фантазий и пробуждения, и тайного мира Анны Павловны
Еще раз:
"Анна Павловна осторожно вытянула из ее слабого кулачка белый лоскут батиста и бросила Дашуне. Та цепко подхватила его, кубарем скатилась с коляски и бросилась к столбу.
Лукьян бросил поломанные розги на землю, перекинулся взглядом со стоящим рядом хозяином и, кивнув, выбрал свежие прутья.
В толпе мелькнуло платье Даши. Сенная бросилась в ноги Дмитрию Андреевичу и протянула ему Катин платок. Хозяин тут же крикнул «Хватит!»
Если это знак мужу прекратить порку, то зачем эта беготня Дашуни к столбу и только потом к Дмитрию Андреевичу? И почему именно Катенькин платочек? И можно же, в конце концов, на словах с той же Дашуней передать.
Не, тут именно что сложная комбинация, с целью увязать в глазах мужа дочь и конюха через этот платочек. Хотя явно же, что они используются втемную, сами о своих ролях в этой интриге и не подозревают. Тогда вопрос - кто бенефициар? Кто следы заметает? Только маман остается
В обсуждениях были мнения, что в рассказе переплетаются сон и явь. Но, кажется, тут еще и как бы два сюжетных пласта - Катенькиного мира грез, фантазий и пробуждения, и тайного мира Анны Павловны
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Наверное вы правы. А то я читаю и вижу, что все порки организовала Анна Павловна. Ладно бы только Мишку выпороли. А Дашу за что? Придралась же!lyca писал(а): ↑Пн дек 19, 2022 3:04 amМне не показалось. Я бы, напротив, предположила, что как только Катенька и Дымов обвенчаются, ее отпустит тот страх, который все это время держал ее в напряжении и прорывался жестокостью по отношению к крепостным. Слишком сильно она боялась снова скатиться в бедность, слишком много надежд возлагала на удачное замужество дочери. Может быть, теперь и Дашуне станет полегче...
Кстати, отъезд Лукьяна с молодыми косвенно это подтверждает. А четвертое "пробуждение" - от навязчивого страха за дочь и собственное благосостояние - ждет наконец Анну Павловну.
Есть в ней что-то странное, да?
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Анна Павловна - обычная помещица. А вот из милой Катеньки может вырасти Салтычиха.
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Гость собрался домой, Анна Павловна хотела угощением оттянуть его отъезд (чем больше времени он проведёт с Катенькой, тем больше к ней привыкнет, и скорее решится сделать предложение), а Дашуня это испортила, он засобирался ещё быстрее. Поркой Дашуни (вроде, слишком жестокой за поднос, но кто их порядки знает…) Анна Павловна опять добилась своего, и даже большего - гость остался на ночь.
„В один из таких вечеров, когда Алексей Иванович уже собрался покидать дом своего друга, приключилась досадная неприятность. Дашуня, подавая гостю на дорогу угощение, уронила поднос. Она тут же охнула и бросилась убирать, Анна Павловна нахмурилась, а Алексей Иванович улыбнулся и сказал «пустяки, право, поеду я».“
На земле
Re: Конкурс ПиН-2022 - №11. Пробуждение
Дашуня бросилась к столбу, потому что хозяин стоял рядом с ним.Niza писал(а): ↑Пн дек 19, 2022 9:27 pm
"Анна Павловна осторожно вытянула из ее слабого кулачка белый лоскут батиста и бросила Дашуне. Та цепко подхватила его, кубарем скатилась с коляски и к столбу.
Лукьян бросил поломанные розги на землю, перекинулся взглядом со стоящим рядом хозяином и, кивнув, выбрал свежие прутья.“
Если это знак мужу прекратить порку, то зачем эта беготня Дашуни к столбу и только потом к Дмитрию Андреевичу? И почему именно Катенькин платочек? И можно же, в конце концов, на словах с той же Дашуней передать.
Если передать на словах, то помилование будет идти от хозяйки, а так - от хозяина. Поскольку официально вина Мишки связана с лошадьми, то хозяйка тут не при делах, потому что это - дело хозяина, и, следовательно, хозяйка не может остановить наказание.
На земле