Ещё немного о полковнике. Как я вижу, успешный донос на отца стал главным и переломным событием его жизни. Если бы не это, он стал бы злобным трусливым неудачником, всю жизнь терзаемым кошмарами детства и мечтающим хоть кому-то за них отомстить. А так он получил неиссякаемый источник веры в себя и высокой самооценки (триумф над главным врагом в жизни!), а его злобность, хотя и никуда не делась, получила узкую направленность - против врагов. Неврагам он тоже, конечно, может причинить любое зло, но по системе nothing personal, just business.
Поэтому он при всём садизме не является домашним тираном, жена им абсолютно довольна, к пасынкам он не испытывает никакой злобы (пока они ведут себя так, как ведут). Он их просто использует, не более того, и при этом сознательно позволяет им использовать себя. А если бы не расправа с отцом, он бы мстил за свои детские и подростковые страдания всем, до кого смог бы дотянуться. Впрочем, в этом случае он бы и близко не стал тем, кем стал.
И ещё. Прошу прощения за автоцитату, но я некогда наваял такое рубаи:
Как сладкое вино, без горечи и гнева
Мы полной чашей пьём покорность нежной девы.
Но дерзкого юнца заставить лечь под плеть -
Нектар меж гурий пить под райские напевы!
Вот это в точности про вкусы Пал Николаича. Ему неинтересно пороть каких-то зашуганных, запуганных, убогих, боящихся голову поднять. А интересно вот таких - весёлых, успешных (отличники, языками владеют), нравящихся девочкам, даже дерзких - в меру, конечно. Поэтому он и не думает ломать и гнобить пасынков, это с его точки зрения было бы совершенно контрпродуктивно. Напротив, позволяет им немалые вольности в собственном отношении (но, конечно, в ясных границах, без хамства) - потому что это только усиливает и обостряет его удовольствие.