Кстати, о Море. Лучший постапокалипсис, который я читал на эту тему - "Земля без людей" Джорджа Стюарта: http://www.lib.ru/INOFANT/STUART/abides.txt
Вот Стюарт показывает, как быстро уходит цивилизация (причём без всякого экстрима, кровищи и т. д.). "Последний американец", который во время Мора был молодым, но взрослым, успевает застать такую картину:
Вот вам наша экзогамия! Но к началу 500-х годов после Мора она давно потеряла практический смысл, держалась лишь традицией и с переходом к государственности исчезла.Год 34-й - очень важным тот год в их жизни стал. Уже давно они знали,
что где-то к северу, на той стороне Залива, еще одна община, правда меньше
их численностью, проживала. Неожиданным стало то, что люди эти прислали
посланника с предложением союза. Иш, не желая повторения истории с Чарли,
приказал молодежи даже близко к чужаку не подходить. А когда получил от
посланника предложение союза и все необходимые подробности, объявил сход
всего Племени.
И восседал он на том собрании, крепко сжимая в руке молоток, потому что
огромной государственной важности было то собрание. Предрассудки против
чужаков и чужого образа жизни еще и страхом болезней подкреплялись. Но с
другой стороны, любопытство, желание узнать, какая она - эта незнакомая
жизнь, у многих эти предрассудки и страхи заставили отступить. Кроме того,
все испытывали сильное желание увеличить численность Племени, а главное,
получить молодых девушек. За последние годы больше мальчиков стало
рождаться и молодым парням не на кого было посмотреть. Иша этот вопрос
тоже сильно занимал, потому что кровосмешение обычным делом в Племени
стало и давно уже браки между двоюродными братьями и сестрами заключались.
Но какими бы основательными ни были аргументы за союз, Иш и Эзра, в
чьих душах навсегда поселился страх перед болезнями, твердо стояли против,
и Джек с Ральфом и Роджером - самые старшие из молодых, которые Год 22-й
тоже хорошо помнили, Их поддержали. Но мальчики помладше, особенно
неженатые, шумными криками требовали союза, и Иш видел, в какое
возбуждение приходят они от одной мысли о девушках другого Племени.
Вот тогда Эм взяла слово. Совсем седой стала ее голова, но, как и
прежде, лишь стоило ей заговорить, наступила тишина, и никто не посмел
перебить ее.
- Это я и раньше говорила, - начала Эм. - Нельзя прожить жизнь, отрицая
ее. Нашим сыновьям и внукам потребуются жены. Возможно, союз этот и смерть
нам может принести, и мы должны быть готовы к этому.
И наверное, не сами слова, а как сказаны они были, вселили в души
сомневающихся мужество. И тогда единогласно решили они объединиться.
На этот раз счастье не изменило им, потому что единственной эпидемией,
которую принесли с собой Другие, стала корь, и скоро снова все стало
хорошо, как хорошо было прежде.
С тех пор разделилось Племя на два клана - на Первых и Других. А когда
стали заключаться смешанные браки, то дети принадлежали отцовскому клану,
хотя Иша всегда удивляло, почему отцовская, а не материнская линия стала
главной, как обычно происходило у первобытных людей. Наверное, слишком
живучим оказалось наследие американских традиций.
А вот главный герой, доживший до глубокой старости, разговаривает со своим правнуком:
Лет 60 всего прошло от Мора! А чуть позднее вот что будет:- А кем, как ты думаешь, были все эти мужчины?
Молодой сначала налево посмотрел. Потом направо глаз скосил, видно,
совсем не безобидным вопрос оказался и заставил молодого нервничать.
- Они... они... Мы так думаем, они, как ты и сам, Иш, конечно, хорошо
знаешь, они - Старые Люди, которые еще до наших Старых Людей были!
И когда понял молодой, что не поразит его на месте гром с небес и Иш не
рассердится, уже с большей решимостью продолжил:
- Да, так оно и есть - как ты и сам, Иш, конечно, хорошо знаешь. И
мужчины эти, и ястребы, и горбатый бык! Может быть, и женщина с крыльями,
которые из головы растут, родилась, когда ястреб и другая женщина стали
вместе жить. Но они не против, когда берем мы их картинки и разбиваем,
чтобы сделать наконечник. Может быть, они очень великие и важные, чтобы о
такой малости беспокоиться, а может быть, великими много лет назад были, а
теперь постарели и стали слабыми.
Он замолчал, но Иш видел, что молодой очень собой доволен и любит
поговорить, а сейчас быстро соображает, что бы еще такое сказать. По
крайней мере, этот не страдал отсутствием воображения.
- Да, - продолжал молодой свой монолог. - У меня есть вот такая мысль.
Наши Старые Люди - они ведь Американцами все были - сделали дома, и мосты,
и маленькие круглые штуки, которые мы сейчас разбиваем и делаем
наконечники для стрел. А вот те другие Старые Люди Старых Людей, - вот те,
наверное, холмы сделали, и солнце, и самих Американцев сделали.
Конечно, недостойно Ишу было так над наивным простаком подшучивать, но
не смог он удержаться и не сказать двусмысленность:
- Да, - сказал он, - я слышал, говорили, что эти, которые совсем Старые
Люди, произвели на свет Американцев, но я серьезно сомневаюсь, что холмы и
солнце тоже они произвели.
И конечно, не мог понять молодой, какой смысл в словах Иша кроется, но,
видно, почувствовал в тоне насмешку и ничего не ответил.
- Ну так продолжай, - чувствуя, что надолго замолчал молодой, сказал
Иш. - Расскажи мне лучше еще что-нибудь о наконечниках. Меня вовсе не
интересует твое представление о космогонии. - Иш последнее слово с легким
чувством мщения произнес. Вряд ли его собеседник поймет, о чем идет речь,
но обязательно будет поражен его длиной и странным, непонятным смыслом.
- Да, о наконечниках, - нерешительно начал молодой Джек, а потом,
постепенно обретая былую уверенность, продолжил: - Мы берем и красные и
белые. Красные хороши для скота и для пумы. А белые - для оленей и для
других.
- Почему так? - резко перебил его Иш, чувствуя, как зашевелилось в душе
веками воспитанное, а теперь глубоко возмущенное столь откровенным
надувательством чувство рационального. А вопрос немного удивил, а больше
расстроил Джека.
- Почему? - переспросил он и повторил недоуменно: - Почему? Кто может
сказать - почему? Кроме, конечно, тебя самого, Иш! Просто есть красные и
есть белые - вот и все, что есть. Все равно как, - не в силах подобрать
нужные слова он беспомощно оглянулся кругом, и тут взгляд его поймал луч
солнца. - Да, это все равно как солнце ходит вокруг земли, но ведь никто
не знает, почему ходит, и не спрашивает почему. Зачем надо спрашивать -
почему?
Всё как у нас...И как было уже, станут маленькие племена жить разобщенные между собой и
думать будут только о себе и благополучии своего племени, и пути их
жизненные разойдутся и очень скоро непохожими сделаются, как даже во
времена Первого Человека не было. Причиной тому будут условия выживания и
места обитания...
Здесь будут жить люди, благоговейный страх испытывая перед
Потусторонним Миром, из тех, кто не осмелится помочиться на землю без
свершения святой молитвы богам своим. Будут они искусно управлять лодками
и с приливной волной плавать по прибрежным шхерам. Пищей им станет рыба,
морские моллюски и семена диких трав...
А в этих краях темнолицые люди станут жить, и язык их будет непохожим
на остальных, и молиться они будут темнолицему лику женщины с ребенком на
руках. Они будут держать лошадей и индеек и выращивать маис в низинах рек.
Они будут силками ловить кроликов, не не будет у них луков...
А здесь еще более темнокожие поселятся. Говорить они будут
по-английски, но не будут произносить букву "р", и речь их гортанная
малопонятной для остальных станет. Они будут держать свиней и кур и
выращивать кукурузу. И еще они будут выращивать хлопок, но не будут знать,
зачем он нужен и для чего применить его, разве что станут немного хлопка
приносить в дар своему Богу, ибо из преданий знали - великой силой обладал
некогда хлопок. А божество их примет обличье аллигатора, и назовут они его
Олсэйтн...
А в этих краях искусными стрелками из лука люди станут, и их собаки
будут обучены облаивать и поднимать зверя и птицу. Они любят собираться
вместе и вести жаркие споры. А женщины их ходят с гордо поднятой головой.
Символ их божества - молоток, но не всегда с большим почтением обращаются
они с этим символом...
Будут и другие племена и тоже найдешь в них свои отличия. Но пройдут
годы и многочисленными станут племена, и когда пересекутся их пути, вот
тогда начнут уходить, размываться отличия между людьми и в облике и в
образе мысли. А потом стихийно, без всяких планов, возникнет новая
цивилизация и принесет в мир войны.