Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Публикация и обсуждение творчества посетителей форума. Тексты публикуются их авторами. Публикация чужих текстов запрещена. Тексты должны соответствовать тематике форума. Рассказы, посвященные сопредельной бдсм-ной тематике, просьба не публиковать. Опубликованные тексты могут быть помещены в библиотеку клуба. НИ ИЗ ФОРУМА, НИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ОПУБЛИКОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ПО ПРОСЬБЕ АВТОРА НЕ УДАЛЯЮТСЯ.
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

Хаген писал(а): Сб сен 14, 2024 11:54 am Могу предложить вариант развития сюжета. В Татьяну влюбляется некий студент-филолог. Паренёк ей, в общем, не противен, но она с ужасом обнаруживает, что он близок к тому, чтобы стать профессиональным фуфлыжником и грязным шарлатаном. Нужно спасать юношу, и ради его же блага Татьяна принимается усердно наказывать его ремнём за каждую пятёрку и даже четвёрку по профильным дисциплинам!
:D
Спасибо, но не могу принять такой подарок.

Это не пойдет.
Противоречит характерам, отношениям, настроению.

Да и вообще план романа готов, все линии завершены, и ни в одной нет места для новых персонажей. Будет торчать где-то сбоку, как Рузыбаев на плацу. К тому же стиль другой, грубый стеб.

Проблема в другом.
По плану получается всего 34 главы. Начиная с номера 23 они все находятся в чернильнице. И уже сейчас можно уверенно утверждать, что по извлечении из чернильницы они тоже никого особо не порадуют. Что там, что здесь… Угрюмая ненависть к фуфлыжникам раздражает, и нет никакого утешения в виде хотя бы одной тематической сцены.
Ни одной такой сцены на предстоящие 12 глав!
Кто это выдержит…

:oops: :oops:
Аватара пользователя
Expat
Сообщения: 988
Зарегистрирован: Пт авг 06, 2021 11:50 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Expat »

Гертруда писал(а): Сб сен 14, 2024 12:43 pm Спасибо, но не могу принять такой подарок.
Не думаю, что он предлагался на полном серьёзе :D :D
Гертруда писал(а): Сб сен 14, 2024 12:43 pm И уже сейчас можно уверенно утверждать, что по извлечении из чернильницы они тоже никого особо не порадуют. Что там, что здесь…
Не знаю, где это "там", но здесь порадуют точно, если будет интересная развязка :D
Гертруда писал(а): Сб сен 14, 2024 12:43 pm Кто это выдержит…
Мы :D
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

Expat писал(а): Сб сен 14, 2024 12:47 pm Не знаю, где это "там", но здесь…
:D

Виновата, невнятно выразилась.

Оборот «что там, что здесь» означает: что в чернильнице, что на бумаге – никакой разницы. То есть смысл этого оборота… э-ээ… несколько экзистенциальный. Относится к вопросу существования. Уравнивает все фазы существования, все агрегатные состояния любой писанины: в чернильнице -– на бумаге -– в руках читателя -- в мусорной корзинке. Да где угодно, в конечном счете никакой разницы. Каждый автор это знает, по крайне мере догадывается…
Expat писал(а): Сб сен 14, 2024 12:47 pm …но здесь порадуют точно, если будет интересная развязка :D
Спасибо.

Насчет интересной развязки никаких торжественных обещаний давать не стану.

До развязки надо еще дойти, а будет она такой, какая мне самой нравится. Это второй закон, который знает любой автор: пишешь в конечном счете только для себя. Ни на кого нельзя оглядываться.

Впрочем, первый и второй законы по сути идентичны, только формулировки разные.


:oops: :oops:
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

Expat писал(а): Сб сен 14, 2024 12:42 pm Я думаю, что часть читателей просто ждёт каких-то драматических.........
.................
...........
...любезно делает скидку на специфику форума, введя пару тематических сцен, за что ему спасибо.
Это сообщение я проворонила.
Оно ушло в 11:42 am, я свое отправила в 11:43 am, оказалась на следующей странице, просто не увидела, что секундами раньше пришло еще что-то.

А когда наконец заметила, оказалось, что к своим ответам ничего добавить не могу. Кроме одного: нетематические авторы на тематических сайтах не пишут. Все одним миром мазаны, не исключая никого.

:oops:
Viktoria
Сообщения: 10829
Зарегистрирован: Ср июн 22, 2022 7:39 pm
Откуда: Германия

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Viktoria »

Гертруда писал(а): Сб сен 14, 2024 1:28 pmЭто второй закон, который знает любой автор: пишешь в конечном счете только для себя. Ни на кого нельзя оглядываться.
Как хорошо, что я не автор! Можно писать для других даже то, что не нравится себе, чтобы сделать кому-то приятное.

Но Вы пишите! Пусть и для себя, не важно. Мы с удовольствием читаем.
На земле
Аватара пользователя
Агата
Сообщения: 1598
Зарегистрирован: Вс ноя 21, 2021 10:40 am
Откуда: Москва

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Агата »

Мы читаем, не волнуйтесь. Очень круто написано 👍🔥❤️ Давно тут не было так интересно :oops:
🗝️
Хаген
Сообщения: 4774
Зарегистрирован: Вт май 31, 2022 12:04 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Хаген »

Гертруда писал(а): Сб сен 14, 2024 12:43 pm Угрюмая ненависть к фуфлыжникам раздражает
Угрюмая ненависть раздражает только тогда, когда не получает тематического выражения! А когда получает - это же мой любимый катарсис! Тематический!

Я считаю, что фуфлыжников и, конечно же, фуфлыжниц нужно драть, драть и ещё раз драть! И желательно в юном возрасте, пока они ещё не успели закорененеть в фуфлыжничестве и поддаются исправлению! Например, какой смысл драть профессоров Б. и П.? Горбатых могила исправит, а тематически это как-то... overage... А вот их студенты и даже аспиранты обоего пола - совсем другое дело! Тут упорная воспитательная работа может дать щедрые плоды!
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D

23. Первый сон профессора Б.


Татьяна скоро узнала, как это называется. Для такого рода дел изобретено множество названий, среди них грубые, уличные, также академические, с медицинским или даже ветеринарным душком, сверх того есть множество эвфемизмов, обиняков, иносказаний. Татьяна не думала, что услышит что-то новенькое, но услышала.

Новый оборот речи звучал так: «заниматься личной жизнью».

Зинаиде Аркадьевне очень не хватает личной жизни. Последнее время ей, однако, удалось немного пополнить эту нехватку. Она подружилась с Агеевым, бывает у него в гостях, они обедают вместе, болтают за столом, смеются, обмениваются новостями. Затем запирают двери и занимаются личной жизнью.

То есть личной жизнью в узком смысле называется именно то, что происходит за закрытыми дверями. Очень мило…

Впрочем, этот оборот речи Татьяна услышала несколько позже.

А покамест она находилась в состоянии растерянности и конфуза. Она ничего подобного не ожидала. Как-то это чересчур откровенно, бесстыдство какое-то ошеломительное… Эти двое ничуть не смущаются, им все трын-трава, это пусть окружающие краснеют и прячут глаза. И ладно бы управдомша, от управдомши другого ждать не приходится, она тебя не стесняется, потому что ты для нее не существуешь, для нее все окружающие просто мусор под ногами, но Агеев… До сих пор как-то считалось, что Агеев джентльмен…

Еще поначалу можно было предположить, что Агеев так усердно играл в сыщика, что малость увлекся, зашел далеко, вообразил себя суперагентом… он Джеймс Бонд, он проник в стан врага, соблазнил вражескую шифровальщицу, чтобы выпытать у нее секретные сведения… Но потом…

Кстати, а что потом? Для начала успокойся, выпей холодной воды, сядь за стол и хорошенько подумай — какие именно правила нарушил Агеев. Это правила человеческого общежития вообще? Это правила проживания в коммунальной квартире? Это правила, принятые по умолчанию между ним и тобой, потому что вы друзья?

Ой, кажется, это не такие простые вопросы. Ощущения у нее ясные: позор и унижение. Агеев творит что-то неподобающее, а она при этом присутствует и делает вид, будто ничего особенного не происходит. При этом умирает от стыда. И злится, конечно. А если призадуматься… Может, она не вполне понимает правила и обычаи жизни в коммунальной квартире? Правило-то одно: не лезь в чужую жизнь. Это жизнь проходит на твоих глазах, но ты ее как бы не видишь, потому что тебя это не касается. Выходит, у нас все хорошо? Нет, тоже что-то не сходится. Отложим, подумаю об этом после, вопрос тонкий. Покамест займемся делом. У нее работы еще часа на два, а потом спать, спать…

Заснула она мгновенно, рассерженная она почему-то всегда быстро засыпает. Сначала спала тихо, без сновидений, а потом ей приснился этот сон.

Тот же коридор, и опять навстречу старик в гимнастерке. Он как-то повеселел, оживился, выглядел лучше, чем в прошлый раз. Узнал ее издали, слабо помахал рукой. Заговорил сразу, как бы продолжая начатый разговор:

— Ты давеча спрашивала, как он к ней вошел через запертую дверь. А что тут думать, ты ведь сама знаешь, я к тебе так же вошел. Как я, так и он. После и она посетила его тем же способом.

Опять невнятица… О чем он? Она его ни о чем не спрашивала… Старик кивал благожелательно и вдруг пропал. Сон кончился.

В это же самое время видел сны ее добрый знакомый, профессор Б., спавший в своей квартире на другом конце города. Сначала снилась всякая чепуха, которую после и вспомнить невозможно, а потом пошел сон, который запомнился хорошо. Сидит он в ресторане Дома ученых, напротив него за столиком его старинный приятель Костин. Сидят, болтают о всякой всячине, ждут, когда официантка подаст обед. Столик их стоит у самой стеклянной стенки, которая разделяет ресторанный зал, отгораживает буфет. Профессор Б. слушает Костина, машинально пощелкивает ногтем по стеклянной стенке. Поддерживает беседу, при этом знает, что сам он, профессор Б., нынешний, старый, а Костин такой, каким он его помнит двадцать лет назад. Да, Костина уже лет двадцать как нет на свете. Он знает это, помнит, что Костина здесь никак не может быть, а все равно рад его видеть. Хороший человек был Костин. Они почти ровесники, начинали вместе… Он все щелкает ногтем по стеклу, слушает Костина и вдруг замечает то, о чем раньше не думал. Стенка-то цельная. Может быть, никто на это не обращает внимания, потому что все привыкли к современным зданиям из стекла и бетона, но здесь стекло такое, какого, пожалуй, в нынешних зданиях не увидишь. Стенка длинная, метров десять или двенадцать. Высотой побольше двух метров, пожалуй, два с половиной наберется, правда, снизу до пола не достает, она на столбиках подвешена, закреплена винтами. И все это один сплошной лист стекла. Толстый, примерно три пальца толщиной. Разве такое можно изготовить?

— Сережа, как это сделано?

Костин смеется.

— Сколько лет ходишь сюда обедать — и первый раз заметил, догадался спросить! Да, стеклышко необычное. Венецианское изделие, по особому заказу сделано. Стариков наших спроси, они тебе все подробности расскажут.

Костин взмахивает рукой, такое движение кисти от себя, означающее «оставим это», оглядывает с интересом зал. Все же давно здесь не был, публика переменилась, он никого не знает… Затем говорит:

— Про стекло стариков спроси, а тебя, Арик, я про другое спросить хотел. Статья моя у тебя в журнале давно лежит. Боюсь, ты про нее уже и забыл.

Опять что-то не сходилось. Профессор Б. в редколлегию журнала входит, в редакцию не входит. То есть он там человек влиятельный, как бы начальствующий состав, но статей не принимает, рукописей не читает. Для этого есть люди в штате. Да и то он только последние десять лет в редколлегии, а при жизни Костина к журналу никакого отношения не имел. Костин что-то путает. Что ж, сон есть сон… Где-то краем сознания профессор все время помнил, что это сон. Но это хороший сон.

— Я что за статья, Сережа? Я в самом деле не помню.

— По Марку Твену статья. «Гекльберри Финн». Там цепочки мотивов, Арик, прямо в тексте такое параллельное проведение. Сначала вдова читает Геку про Моисея в тростниках. Это понятно, он у нее приемыш, она читает ему историю другого приемыша. А потом Гек сидит на берегу реки в кустах и смотрит, как люди пытаются выловить из воды его тело. Смекаешь, в чем суть?

— Да, это здорово…

Разбор роскошнейший, это правда. Только не совсем в манере Костина, тот больше на идеологию налегал… Творчество Марка Твена как продукт разложения рабовладельческого хозяйства Южных штатов…

— Так ты посмотри. Я давно приносил…

— Я посмотрю.

Костин пропал. Будто погас экран телевизора. А жаль. Когда он теперь еще Костина увидит…

Да, только почему у Костина во сне были голубые глаза? У него были какие-то другие глаза, серые, кажется…

Утром профессор Б. вспоминал свой сон и прикидывал, кому позвонить, спросить про стекло.

Татьяна тоже вспоминала свой сон. Конечно, про сон профессора она ничего не знала. Тем более не могла знать, что этот сон имеет к ней некоторое отношение. Об этом и сам профессор не знал. Она помнила только свой сон, пыталась его понять.

Невнятица. Он к ней вошел… Потом она его посетила… Это о ком? Имена не названы. Первая мысль, что по меньшей мере одно имя было названо раньше. Наверное, это опять про ту самую Катьку. Нет, не совпадает. Он ведь первым делом сказал «ты давеча спрашивала». Надо подумать — про кого она спрашивала. Ни про кого. Наяву ни про кого. Может, был еще какой-то сон, который она забыла. Предположим, был. Про кого она могла спрашивать старика во сне? Кто обозначен местоимением «он»? Кто там проходит сквозь стены? Нет, сквозь двери. О ком она вчера думала? Кем вчера интересовалась? Неужели она спрашивала про этого мерзавца Агеева? Да ну его к черту! Он просто свинья. Она бы и во сне не призналась, что он ей как-то интересен. Да и не достиг он еще таких степеней, чтобы проходить сквозь запертые двери. Нет, нет, не то… Вчера она грызла «Пиковую даму». Позавчера тоже. Ни о чем больше думать не могла. Ой…

Она растерялась от этой догадки. Не может быть…

Бросилась к столу. Так и есть, она же этот текст почти наизусть знает. Смотрела и не видела. Вот оно:

«…Карета тяжело покатилась по рыхлому снегу. Швейцар запер двери. Окна померкли. Германн стал ходить около опустевшего дома: он подошёл к фонарю, взглянул на часы, — было двадцать минут двенадцатого. Германн ступил на графинино крыльцо и взошёл в ярко освещенные сени. Швейцара не было. Германн взбежал по лестнице…»

Именно так. Двери заперли. После этого никто не входил и не выходил. Ключа у Германна не было. Ему и не понадобилось. Он просто вошел. И в качестве маленького дополнительного приза: за померкшими окнами оказались ярко освещенные сени.

Авторская ошибка? Конечно. В этой повести авторские ошибки рассеяны по всему тексту, они все созданы намерено, у них своя роль в авторском замысле. Это как бы насмешливое подтверждение сказанного там же ранее: в романах всегда бывают ошибки. Раз есть ошибки, значит, роман… Забавная логика.

Но наш старик говорит другое. Есть еще другой смысл этой ошибки. Она… Она его после посетила тем же способом… Посмотрим.

«…белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, — и Германн узнал графиню!

— Я пришла к тебе против своей воли, — сказала она твёрдым голосом, — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду, — но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне...

С этим словом она тихо повернулась, пошла к дверям и скрылась, шаркая туфлями. Германн слышал, как хлопнула дверь в сенях, и увидел, что кто-то опять поглядел к нему в окошко.

Германн долго не мог опомниться. Он вышел в другую комнату. Денщик его спал на полу; Германн насилу его добудился. Денщик был пьян по обыкновению: от него нельзя было добиться никакого толка. Дверь в сени была заперта. Германн возвратился в свою комнату, засветил там свечку и записал своё видение.»

Все верно. Дверь в сени была заперта. Однако она вышла, хлопнув в сенях дверью. Белой женщине все эти двери нипочем, она видение.

А Германн? Наш старик говорит, что все они проделывают этот фокус одним способом. Значит, и Германн то же самое. Он не совсем человеческой природы существо. Просто Пушкин не любит мистики, явное присутствие сверхъестественных сил в романе это безвкусица, поэтому он придает Германну демонические свойства исподволь, только по ошибке.

Вот это решение! Красота построения изумительная. Дикой элегантности симметрия. Он к графине, она к нему…

Она такого раньше не видела, даже не слыхала про такое. Нет, слыхала. Было что-то похожее, почти того же уровня, того же блеска. Не о «Пиковой даме», о «Капитанской дочке». А от кого слыхала? А это профессор К. ко дню рождения Пушкина читал юбилейную лекцию. Это была лекция! Гром, а не лекция…

Вот сейчас, когда она в восторге от своего открытия, кому она больше всего хочет об этом рассказать? Только профессору К., он бы оценил, он сам такие штуки делать умеет. Однако профессор К. не станет с ней разговаривать. Он человек в больших чинах, важный и надменный. А которые не такие надменные и любят с ней разговаривать, они не оценят, не поймут. Нет в мире совершенства…

***
……………..
……..
Между прочим, за что Старый Полковник сделал ей такой сказочный подарок? Ведь она для него еще ничего не сделала.

Или уже сделала? Надо спросить у этого подлеца Агеева, как продвигаются наши розыски.

Только ей не очень хочется с подлецом разговаривать. Ей больше хочется позвонить тетке этого Агеева и наябедничать. Пусть тетя придет и высечет Агеева прямо в присутствии этой его грудастой… А что? У нас в квартире так принято, а про тетю Агеева говорят, что она это может. Тетя там что надо… А то ведь он просто глумится над нами. Тоже большой элегантности выдумка — роман с управдомом. Управдом друг человека!



***

……………………..

………


:oops: :oops:
Аватара пользователя
Expat
Сообщения: 988
Зарегистрирован: Пт авг 06, 2021 11:50 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Expat »

Интересно. "Личная жизнь" как эвфемизм для интимной связи - было такое, да :D.

И про закрытые двери в "Пиковой даме" - тоже интересно, спасибо. По-моему, 99% читателей это пропускают так же, как забывают улыбнуться третьему уху в "Капитанской дочке" :D.
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D :D

24. Жанкины рацеи. Французский язык


Конечно, первым делом она похвастала Жанке. И наябедничала тоже ей. Жанка ответила по своему обыкновению.

— Ты гений, Татьяна! И ты же полнейшая идиотка. Так всегда бывает. Гениальные люди все в некотором смысле идиоты. А ты больше всех! Не в некотором смысле, а полнейшая, законченная идиотка.

— Ты продолжай, продолжай… Слушаю тебя с большим интересом. Даже с удовольствием.

— Выдумка твоя насчет этой симметрии с проходом в закрытые двери гениальная. Хочешь убедиться — позвони Ирке-Твари. Это будет первый в жизни случай, когда Ирка не скажет «я знала это еще на втором курсе» Ирка молча пойдет и удавится. Она плохо переносит чужие успехи. Тебя она особенно ненавидит.

— За что?

— Ирка работница, а ты бездельница. Ты расхлябанная, несобранная, тебя носит из стороны в сторону. Но ты талантливая, а Ирка бездарная. Ты пойдешь дальше нее. Но черт с ней! Забудем про Ирку, потому что ты ей не позвонишь. Я знаю, кому ты позвонишь.

— Кому же?

— Нашему дорогому профессору Б. Он хороший человек?

— Очень хороший. Один из лучших, кого я знаю.

— Я тоже так думаю. Он добрый, благородный. Он участливый, сострадательный. Он до смешного живой и общительный. Он пригласит тебя домой, будет поить чаем с вишневым вареньем, будет читать тебе стихи. Раньше он уже читал эти стихи публично. В 1934 году был всесоюзный слет молодых поэтов, он там читал эти стихи. Он занял второе место, ему вручал грамоту Михаил Светлов. Его стихи были напечатаны в «Пионерской правде».

— Ну и что? Пусть читает, я с удовольствием послушаю. Это лучшее воспоминание его жизни.

— Ты тоже добрая. Но сейчас мы о другом твоем качестве. Ты допишешь свою гениальную статью о «Пиковой даме», позвонишь старику, он тебя пригласит, ты отнесешь статью ему. Он положит ее в стол, туда же, где уже лежит твоя статья о «Коляске». И вы больше никогда не будете говорить об этих опусах, ни об одном, ни о другом.

— Да, наверное ты права. Так и будет. Но почему?

— Потому что наш профессор Б. добрый, вежливый, хорошо воспитанный человек. Когда кто-то при нем откалывает дурацкую и неприличную выходку, он старается этого не замечать. Из деликатности. Вот Танька… Танька, как твоя фамили после развода?

— После развода моя фамилия Потапова.

— Отличная фамилия! Гораздо лучше, чем Бронфенбренер. Итак, приходит Танька Потапова. Она тоже известна как милая, славная, хорошо воспитанная девочка. Вдруг отколола номер, приволокла статью о «Коляске». Это ужас! Но если ее выходку как-нибудь не заметить, может быть, она придет в себя, оклемается. Может быть, этот приступ безумия у нее временный. Так и есть. Девочка пришла в себя, больше о своей статье не заикается. Можно пускать ее в дом, она ни на кого не набросится, не покусает.

Тут блестящие проповеди Жанки, изящно оформленные в виде сократического диалога (глупые вопросы, умные ответы), были прерваны телефонным звонком.

Трубку взяла Татьяна.

— Таня?

— Да. Здравствуйте, Арон Исаакович.

Жанка сделала большие глаза. Профессор Б. легок на помине.

— Здравствуйте, Танечка. Извините, отрываю от дел. У меня вопрос, и как назло никого не могу найти, все в расходе… Вы бывали в ресторане Дома ученых?

— Бывала. Этот ресторан по традиции скромно называется столовой.

— Точно! Там и спиртного по той же традиции не подают. По крайней мере днем. А видели вы там в зале большую стеклянную стенку?

— Видела. Мне Акиньшин про нее что-то рассказывал, только я не все запомнила. Невнимательно слушала.

— А что запомнили?

— Дом строил в начале века кто-то из тогдашних русских миллионеров. Не помню имени. Это время богачей и оригиналов. Вот владелец решил блеснуть, заказал эту стенку в Венеции. Такую штуку трудно изготовить, она после отливки должна медленно остывать несколько месяцев, иначе от перепада температур стекло может лопнуть. Но венецианцы знамениты своим мастерством. Стенку сделали. Отвезли на пароходе в Одессу. Оттуда до Москвы по железной дороге — в особом вагоне, в особой упаковке. Потом на гужевых дрогах до Пречистенки. Дом достроили до второго этажа, крыши еще не было, стекло опустили сверху в этот зал, а уже потом покрыли дом крышей. Вот все, что я помню. За что купила, за то продала.

— Спасибо, Танечка! Главное я узнал, венецианское стекло. Остальное мне потом расскажут.

Он попрощался и повесил трубку. Опять Жанка строила рожи.

— Видишь, как он тебя любит?

— Вижу. Так почему принести статью о «Коляске» это сумасшедшая выходка?

— Ты не помнишь, мы как-то видели безумца на улице Герцена? При ходьбе слишком широко размахивал руками. Вот и ты слишком широко размахиваешь руками.

— Жанка, я понимаю, что ты хочешь сказать. И все равно не верю. Что там есть сумасшедшего в этой писанине? Все в рамках академической традиции. Никто на головах не ходит. Даже этим структурно-семиотическим дерьмом не попахивает. А уж как это модно! Даже Ирку-Тварь туда тянет…

— Не понимаешь… Тогда попробуем другой пример. Представь, что мы все не филологи, а математики. Профессор Б. большой ученый, вроде Колмогорова, а ты его бывшая студентка. Представила?

— Да.

— Вдруг студентка, которая всегда была здравомыслящая, уравновешенная девица, приносит три странички. Доказательство Великой теоремы. Элементарными средствами. Батюшки, да она ферматистка! Это диагноз.

— Все верно. Колмогоров всю жизнь занимался серьезной наукой, а ферматисты поголовно сумасшедшие. И у нас так? Наш профессор всю жизнь занимался серьезной наукой, а я принесла ему бред?

— Нет. Он всю жизнь халтурил, гнал демагогичскую чепуху, а твой опус, вполне возможно, образчик настоящей науки. Но ведь наука у нас такая, где все наоборот! Он разумный, а ты сумасшедшая. Так было всегда. Ты не слыхала, где-то в шестидесятом газета французских коммунистов «Юманите» вышла с огромным заголовком: «Убийца Маяковского снова сжимает в руках дымящийся пистолет»?

— Это про кого?

— Критик был один. Влиятельный. В двадцатые травил Маяковского, потом прожил еще долгую жизнь, травил Пастернака за его убогий роман. Именно об этом «Юманите» и вякнула. Хотя выходила на бумаге, полученной у наших бесплатно. Так вот, этот критик был еще и литературовед академического толка, работал с нашим Б. в одном отделе. А еще наш Б. помнит и человека пострашнее, по фамилии Эльсберг. Действительно инфернальное что-то. Поэтому наш профессор отлично знает, какое поведение нормальное, а какое безумное. Кто из двух сумасшедший — опытный халтурщик или гениальничающая барышня, которая тянет ручки к открытым проблемам… Впрочем, это уже терминология Агеева.

— Агеева…

— Да. Я кстати его вспомнила. Давай-ка отбросим на время нашу науку филологию к этой самой матери, а поговорим об Агееве. Волнующий разговор!

Жанка захихикала.

— И опять ты кругом идиотка. В конце августа и начале сентября вы с Агеевым ровно на две недели остались в этой квартире наедине. Только вдвоем! И как вы использовали это время? Разумно использовали. Один раз ты водила Агеева в Третьяковку, два раза он водил тебя в театр. Цветы дарил. Очень разумно! А теперь Агеев показал себя свиньей. Он притащил в дом эту управдомшу и занимается с ней… как она это называет?

— Занимается личной жизнью.

— Да. Очень хорошее словечко, мне нравится. У нее острый язычок, у нее дар слова. Значит, каждый день после обеда он в своей комнате занимается личной жизнью с управдомшей, а тебя это так бесит, что ты готова его высечь. Кстати, мысль недурная! — Жанка опять захихикала, но смущенно, даже покраснела. — А скажи, ты видела в моей второй комнате старый письменный стол?

— Видела. Зеленое сукно, к сожалению, попорчено.

— Не в сукне счастье. Главное, что стол очень прочный, очень устойчивый. Не то что нынешнее фуфло. К тому же стол в точности подходящей высоты и размера. Поэтому сразу после вашего второго похода в театр, поговорив содержательно об актерском таланте красавицы Ольги Остроумовой, ты просто обязана была отволочь Агеева в ту самую комнату и на том самом столе заняться с ним личной жизнью. Как следует заняться, часиков этак пять подряд… И все оставшиеся дни до окончания ваших двух недель то же самое. Заниматься личной жизнью. По пять часов в день. Тогда у вас впереди чистая, светлая, ничем не омраченная дружба на всю жизнь. Никаких трудностей в отношениях. Замуж за Агеева идти нельзя, но дружить с ним приятно. А ты что сделала? Показала себя идиоткой. Теперь он приволок управдомшу, и ты хочешь его наказывать за то, в чем он не виноват.

— Жанка, ты такая мудрая, ты так правильно меня всему учишь. Но ведь ты сама познакомилась с Агеевым раньше меня. И что?

— Да. Я с ним познакомилась раньше. Как раз тогда, когда собиралась замуж. Я была невестой. И менять свои планы ради Агеева не собиралась. А у него и подавно на меня планов не было. Поэтому джентльмен Агеев один раз водил меня в Большой зал консерватории на французскую органистку и один раз на ипподром. Больше нельзя. У тебя другое дело, ты увидела Агеева не перед замужеством, а именно после. Так хватай его!

— Жанка, ты уверена, что это именно моя обязанность — хватать Агеева и волочь в ту комнату?

— Вот он, тяжкий крест порядочной женщины! Конечно, это его обязанность. А у тебя другая обязанность. Как только Агеев схватит тебя… э-ээ… скажем, за талию, твоя обязанность воскликнуть с достоинством: «Агеев, вы что себе позволяете!» После чего он твою талию отпускает. С тобой много хлопот. Надо ухаживать три месяца, прежде чем первый раз поцеловать. А три месяца ухаживаний — это большие обязательства! Кому это надо? С Лариской гораздо веселее. А роман с управдомом — это просто шикарно!

Жанка веселилась от души.

— Но ты не унывай. Сейчас мы все это уладим. Мы позовем Агеева, я его высеку, и все станет на свои места.

— Ты его высечешь?

— Ну, не он же меня…

— Жанка, ты ничего не путаешь?

— Это была твоя идея. Мне понравилось!

— Мало ли что понравилось… Болтать можно что угодно.

— Глупая. Это же так просто! Сейчас увидишь.

Кажется, Жанка не шутит. Наверное, сошла с ума…

— Жанка, а ты не боишься схлопотать по щекам?

— Это возможно, — рассудительно ответила Жанка. — Но маловероятно. Не посмеет. Все-таки я его учительница.

— Ты его учительница?

Теперь Жанка долго молчала, разглядывала подругу.

— Танечка, ты хоть иногда на землю спускаешьсся? Вспоминаешь, на каком свете находишься?

— Иногда пытаюсь.

— Сомневаюсь. Ты живешь с человеком под одной крышей. Вы даже дружите. При этом ты не знаешь, кто он такой, чем занимается. Вон у него пишущая машинка в комнате трещит. Что это он пишет?

— Не знаю, не спрашивала.

— Вот! А ты его подключила к этим своим розыскам… Он знает, зачем тебе понадобился старый полковник?

— Нет, я не говорила.

— Вот! Вы оба такие сдержанные, такие воспитанные… Лишних вопросов не задаете. Живете как в тумане. Еще после удивляетесь…

— Ты права. Так почему ты его учительница?

— Он появился здесь два года назад, даже побольше. Потом исчезал, снова появлялся. Его тетка Светлана готовила его в университет. Очень хотела, чтобы он был как все. Приличный домашний мальчик, с дипломом приличного вуза. Ему это не в жилу, но Светку он любит, подчинялся. Уроки, репетиторы. Репетиторша была такая, что перед ее уроком надо еще готовиться с другой репетиторшей. Я ему помогала. А он ведь ничего не забывает. В университет поступил, проучился год, сдал две сессии, устроил все так, что он с университетом не порывает насовсем, может восстановиться в любое время. Сейчас занимается своими делами. Служба у него какая-то бездельная, нужна ему только ради бумажки. Москва такой город, где нельзя жить просто так, надо иметь прописку, надо иметь работу. Вот и все.

— А чем он занимается на самом деле?

— А это ты сама у него спроси. Если вы друзья, он тебе ответит. Но это после, а сейчас я с ним поговорю, моя очередь, — Жанка весело фыркнула.

— Жанна…

Та отмахнулась.

— Не бойся, не опасно.

Бросилась к дверям, высунула голову в коридор, завопила пронзительно:

— Агеев, Агеев, зайди ко мне!

Улыбалась загадочно.

Агеев явился моментально.

— Здравствуй, Жанна. Что ты хотела?

— Нет, Агеев, ты уж извини, но на ближайшие пять минут я Жанна Александровна. Понятно?

Он расплылся в ухмылке и послушно подтвердил:

— Да, Жанна Александровна.

— Стань вот здесь! — она величественным жестом указала место напротив стола, за которым она с Татьяной сидели.

Агеев послушно занял это место. Стоит, горой возвышается.

— И вот что имей в виду. Если ты сейчас начнешь ломаться, кобениться, вообще посмеешь не вовремя открыть рот… Это плохо кончится, наш роман не будут покупать.

— Какой роман?

— Не твое дело. Все равно ничего не поймешь, интернет еще не изобрели. Ты просто помалкивай, отвечай, когда спрашивают, и делай что велено.

— Да, Жанна Александровна.

— Так хорошо. Тогда скажи мне Агеев, что ты тут творишь? Дом полнится слухами…

— Э-ээ…

— Не хочешь отвечать? Может быть, это и правильно. Зачем нам слушать какие-то жалкие оправдания.

Жанка щурилась, Агеев молчал, незаметно ухмылялся. Она выдержала паузу и бухнула:

— Снимай штаны!

— Жанна Александровна...

— Агеев, я жду. Ну?

Агеев молчал и ухмылялся.

— Агеев, если ты сейчас сбежишь, это будет глупо и некрасиво, мы будем долго над тобой смеяться. Если ты сейчас нахлопаешь нас обеих по щекам, это будет глупо и некрасиво. Если бы будешь долго стоять, мяться, ломаться, это будет глупо и некрасиво. Попался, так чего уж там.. Ну? Смелее, Агеев!

Агеев засмеялся и начал расстегиваться.

Жанка обрадовалась и захлопотала вокруг него. Усадила Татьяну на диван у изголовья. Разложила Агеева на диване.

— Положи его голову себе на колени. Да, Агеев, голову на колени к Татьяне Львовне. А ты держи его, чтобы не сбежал.

Татьяна положила ладонь на его затылок. Она во время все этой сцены непроницаемо молчала. Логика та же: чего уж теперь…

Жанка метнулась к гардеробу. Ничего путного не нашла. Притащила какой-то узенький поясок от дамского платья. Белый, лакированный. Впрочем, хорошего качества, из настоящей кожи.

— Конечно, это чепуха, курам насмех. Но нам же не нужно, чтобы ребенок сучил ногами и вопил «Ай, больше не буду!» У нас другие цели…

Агеев опять засмеялся и произнес внятно:

— Совсем сумасшедшие девки.

— Что ты там бормочешь, дубина стоеросовая? — грозно спросила Жанна Александровна.

Он не испугался.

— Совсем сумасшедшие девки. И у всех один и тот же бзик.

— Ладно, болтай что хочешь.

Жанна Александровна дернула бровями, с удовольствием оглядела мускулистый зад лежащего, примерилась…

— Что ж, Агеев, свет надо было тушить!

Теперь прыснули они оба. Любители классики…

Конечно, как она и предполагала, орудие оказалось хилое. Ремешок тихонько посвистывал в воздухе, щелкал. Агеев не шелохнулся. Татьяна по-прежнему держала голову на его затылке.

— Двадцать пять! — радостно объявила Жанка. Повесила ремешок на спинку стула и следующее заявление сделала уже с полным торжеством и ликованием в голосе. — А вот теперь, Агеев, мы и поговорим!

И добавила, обращаясь только к Татьяне:

— Видишь, средство несколько неприятное, но очень упрощает домашнее общение.

Агеев спросил невозмутимо:

— Жанна Александровна, вы позволите мне встать или я вот из этой позиции буду с вами беседовать?

— Да я бы тебя, подлеца, неделю здесь продержала, — сказала она ворчливо, затем скомандовала. — Татьяна, отпускай его!

Дамы отвернулись из деликатности, Агеев неспешно привел себя в порядок.

— Да, Жанна Александровна, так что вы хотели узнать? Вы что-то говорили про роман, продажи… интер какой-то…

— Забудь, это чепуха. У меня вопрос самый актуальный. Управдом — друг человека! Но Танька будет спрашивать первой.

— А у меня вопрос более мирный. Агеев, в прошлый раз вы сказали, что я вторая на неделе спрашиваю про французский язык.

— Вон что… Ну, это не слишком длинная история, охотно расскажу. Жанна! Я сейчас как, уже считаюсь у тебя в гостях или ты еще с официальными разговорами не покончила?

— В гостях.

— Тогда пригласи меня за стол и дай что-нибудь пожрать.


:oops: :oops:
Ответить