Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Публикация и обсуждение творчества посетителей форума. Тексты публикуются их авторами. Публикация чужих текстов запрещена. Тексты должны соответствовать тематике форума. Рассказы, посвященные сопредельной бдсм-ной тематике, просьба не публиковать. Опубликованные тексты могут быть помещены в библиотеку клуба. НИ ИЗ ФОРУМА, НИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ОПУБЛИКОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ПО ПРОСЬБЕ АВТОРА НЕ УДАЛЯЮТСЯ.
Viktoria
Сообщения: 10821
Зарегистрирован: Ср июн 22, 2022 7:39 pm
Откуда: Германия

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Viktoria »

Гертруда писал(а): Пн сен 16, 2024 1:01 pm Это надо же было похвалить «Удачный день»! Его и дочитать не всякому удается…
В смысле, не удаётся? Затягивает и читается за раз. Собственно, из-за него я начала читать «Привидение» - потому что меня заинтриговал стиль и манера письма.



Гертруда писал(а): Пн сен 16, 2024 1:01 pm детективный жанр не совместим ни с каким другим. Никакие любовные линии в него невозможно вмонтировать, никакие бытовые и семейные интриги из жизни сыщика.
С чего это вдруг? Мой любимый автор успешно совмещает! И совмещал намного раньше «Центурионов», если мы об одних и тех же.



Гертруда писал(а): Пн сен 16, 2024 1:01 pm По мои ощущениям не идет
Вот и пишите, как идёт! Не Вы ли утверждали выше, что автор пишет в первую очередь для себя? А деньги Вам тут всё равно не заплатят, так что подстраиваться под публику необязательно.
На земле
Viktoria
Сообщения: 10821
Зарегистрирован: Ср июн 22, 2022 7:39 pm
Откуда: Германия

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Viktoria »

Прошу прощения. Навеяло.

https://youtu.be/Grc1FH8YtvQ?si=ZAXXfXBAm_2FETsa
На земле
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D

25. Во человецех благоволение

Девицы отправились на кухню хлопотать об ужине. Там переглядывались и хихикали. Татьяна выглядела смущенной, Жанка ни капли, но хихикали обе. Агеева они оставили в Жанкиной комнате. А уж он был совершенно невозмутим. Сумасшедшие девки учинили безобразие — ну и пусть себе, он к этому снисходительно относится. Может быть, их это утешит, а то последнее время они им недовольны, дуются, косятся.

Об этом он размышлял недолго, потому что сумасшедшие девки вернулись с кухни, стали подавать на стол.

Начал застольную беседу Агеев.

— Так что у нас там первым номером? Да, французский язык. Это просто. Сидел в Ленинке в музыкальном зале, читал Асафьева.

— Зачем?

— Жанка, не перебивай, не отвлекай меня. Сейчас я стану объяснять тебе, зачем я читал Асафьева, и до завтрашнего утра мы уже ни о чем другом не поговорим.

— Извини, ты прав. Больше не буду.

— Значит, сижу, читаю. Рядом сидит девица. Такая крупная, полноватая, щекастая, с чудесным цветом лица. В очках. Видно, что очень серьезная девица, важная. Наверное, мы с час просидели рядом мирно, потом она шепчет: «Извините, вы французский язык знаете?» Я отвечаю как есть. Говорить по-французски не могу, устной речи не понимаю, но читаю кое-как. С большим усилием… «Попробуйте это!» — придвигает ко мне какой-то иностранный журнал. Я уткнул палец в строчку, напряг все свои умственные способности, стал разбирать этот текст. Затем ей пересказываю. Речь идет о балете. Некий Стравинский представил публике свой балет, этот балет впервые пошел на сцене такого-то театра осенью такого-то года. Название балета… э-ээ… сакр дю прентам… это будет, наверное, святыня весны. Как написано, так я ей и перевел, был очень рад, что ни разу не пришлось смотреть в словарь. Смотрю на нее, спрашиваю: это может быть, есть такой Стравинский? Она кивает: да, да, все верно, есть такой композитор! Я спрашиваю: и балет у него такой есть? Святыня весны? Она опять кивает: да, у него есть такой балет. Серьезно кивает, даже не улыбнулась, глазом не моргнула. Ну, я кое-как догрыз этот текст до конца, там всего страничка. Переводил, бубнил. Наши разговоры никому вокруг не мешали, нас в зале всего двое.

— В Ленинке так бывает?

— В музыкальном зале бывает. Он маленький, непопулярный, стоит на отшибе, публики там всегда мало. Два человека, три человека. Иногда и вовсе сидишь в одиночестве.

— А ты на самом деле никогда раньше не слыхал про Стравинского?

— Конечно. Я же немузыкальный человек, вырос в провинции, там этого имени даже на афишах не увидишь. Хотя есть оперный театр, нас в младших классах водили на «Жизель» и на «Фадетту». По радио Стравинского, сколько я помню, тоже никогда не крутят. Так что я в смысле музыкальной культуры чист и невинен, таким и прибыл в столицу. Да, так вернемся к нашей истории. С переводом мы покончили, еще часа два сидим рядом, читаем каждый свое. Теперь уже я ее тихонько спрашиваю: «Вы на рояле играть умеете?» Она отвечает, мол, так, немножко. Придвинул ей ноты: посмотрите, пожалуйства, это трудно будет сыграть? Посмотрела, говорит, что нет, не очень трудно. Говорю наивно: только вы обратите внимание, там прямо в тексте карандашные исправления, транспонировки, кто-то менял аппликатуру под детскую руку. Посмотрела, кивнула. Да, где-то на октаву переставлено, но можно не обращать внимания. Пошли мы в маленькую комнатку со звукоизоляцией, где для таких случаев стоит пианино. Она села и моментально все сыграла. Это не виртуозная вещь, медленная, но там сложная гармония, а для нее это не проблема. Прямо с листа, не задумываясь… Я ее поблагодарил, а она спрашивает: зачем вам Бортнянский? Эти ноты сто лет никто не заказывал. Стал объяснять, что видел название в книге. Там написано, что огнетушитель издавал тонкое сипение, напоминавшее старинный гимн «Коль славен наш господь в Сионе». Текст я знаю, это Тредиаковский, а музыки никогда не слыхал, решил послушать. Опять она кивает, для нее это вполне достаточная причина проявить любознательность. Спокойная девица. Посидели мы еще немного, разошлись довольные друг другом. Потом я очень жалел, что не спросил ее имени, мы не познакомились, не поменялись телефонами.

— Зачем она тебе?

— Ну, явной необходимости нет. Но позже я стал обживаться в городе, начал бегать по концертам, услышал про Стравинского, про балет «Весна священная», и сообразил, что видел девицу весьма необычного характера. Она не стала меня поправлять, даже не улыбнулась. Великолепная сдержанность! Пусть будет «Святыня весны», ничего удивительного, человек никогда не слыхал про Стравинского…

— А разве не лучше было бы подсказать, поправить? Чтобы на будущее знал, больше не попадал впросак.

— Нет. Это полная противоположность вашей Ирке-Твари. Ее ничуть не тянет сказать «я знала это еще на втором курсе». Не хочет показывать своего превосходства. Не хочет подчеркивать моего невежества. Она умная и с сильным характером. Жалею, что не познакомились!

— Она тебе больше не попадалась?

— Нет. Зато через день мой французский понадобился Татьяне.

— Отличная история, Агеев! Теперь расскажи про управдома, друга человека.

— То же самое. Она умная и с сильным характером. Еще и добрая.

— Неужто?

— Да. Ты, Жанка, тоже умная, но сейчас у тебя мысли идут в неправильную сторону.

— Ты знаешь мои мысли?

— Конечно. Я так предполагаю, что через день или два какая-нибудь из твоих учениц переменит время занятий, станет ходить на уроки не к трем часам дня, а к часу. Зинаида заметит, что ей в такое время здесь показываться неудобно, перестанет ходить ко мне на обеды. Но все поймет.

— Это будет нехорошо?

— Да. Вы, барышни, насмешничаете. Герцогиня, хозяйка замка, обходит свои владения… Я знаю, это от Лариски пошло. Вам понравилось, как-никак острое словцо. Но вы забываете, что она на самом деле хозяйка замка. Мы все здесь живем на птичьих правах, само наше существование зыбкое и призрачное. Одного дуновения достаточно, чтобы квартиру от всей нашей компании очистить, останется одна Наталья Ивановна. Причем именно Зинке достаточно одного дуновения. Однако она этого до сих пор не делала и впредь не сделает. Как бы вы себя с ней ни вели…

— Ты хочешь сказать…

— Да. Я не хочу разбирать вопрос, кто у кого в гостях, когда она сюда приходит, мы у нее или она у нас. Но одно знаю. Вы можете бросать на нее косые взгляды, вы можете ее отсюда как-нибудь потихоньку выкурить, а она вас не тронет.

— Почему?

— Потому что она добрая. Другая бы разобиделась, выжгла это осиное гнездо, вытоптала, камня на камне не оставила. Но не Зинка. Она умная, добрая и с сильным характером. Засмеется, пойдет своей дорогой. Конечно, нам с ней здесь удобнее, но можно найти другое пристанище. Даже в нашем доме можно найти полностью свободную квартиру.

— Ой, Агеев, извини! Мы как-то не думали, что одним косым взглядом можем выдавить отсюда не только Зинку, но и тебя с ней.

Агеев по своему обыкновению расплывался в широкой улыбке.

— Ничего. Это потому что вы милые. Вам трудно представить себе, что я люблю кого-то больше вас, потому что вы милые, а Зинка не такая милая. С Лариской это уже было. Как можно любить Лариску!

— Извини, Агеев. Мы что-то перепутали. Просто ты раньше сюда своих барышень не водил, Мишка тоже, и нам как-то казалось, что этого и быть не должно. Ну, раз до сих пор не было. И мы растерялись.

— И вы, барышни, меня извините, не думал, что вас это заденет. Мне тоже казалось, что раз Мишке все равно, то и вам тоже. Коммуналка…

— Сравнил, дубина стоеросовая! Мы же девочки.

— Виноват. Но уж теперь придется вам к Зинаиде привыкать.

— Мы согласны!

До сих пор разговор вела Жанка. Выступала от имени их обеих. Теперь слово взяла Татьяна.

— Агеев, может быть, ты и не человек совсем, может быть, ты ангел?

Она не заметила, что внезапно перешла с ним на ты. А ведь в самом деле есть в нем это. Больше чем благодушие. Милость? Нет, благоволение, так точнее. Как это говорится? На земле мир, и во человецех благоволение…

— Это чем я на ангела похож?

— Как сказать… Благоволение в тебе. Лариска у тебя милая, Зинаида милая, и они действительно поворачиваются к тебе лучшей стороной.

— Это волшебство действует только на дам.

— Значит, и на нас. Зинаиду мы теперь будем любить. А скажи, Агеев, в наших этих розысках в последние дни не было какого-то крупного прорыва?

— Почему ты так решила?

— Мне показалось. Почудилось.

Не могла же она сказать, что приходил старик, что сделал ей сказочной щедрости подарок. Агеев про старика ничего не знает.

Между тем он тоже не спешил отвечать на ее вопрос. Кое-что было, только он боится сглазить, спугнуть судьбу.

— Большого прорыва пока нет. Надежда есть. Будет что-то, скажу.

И он стал рассказывать про другой случай в музыкальном зале, когда библиотекарь Михаил Давидович в полчаса объяснил ему построение сонатного аллегро.

Татьяна поняла, что прорыв есть. Он пока не хочет говорить, осторожный. Зубы заговаривает.




:oops: :oops:
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D

26. Из глубин



Новый год все ближе, остались считаные дни. Завершается время отчетов, начинается время празднования.

Наверное, и Агеев признает этот обычай, пришел и отчитался:

— Татьяна Львовна, докладываю кратко. У меня долго не было никаких результатов, просто тупик, мрак и отчаяние, зато теперь появилась ниточка. Еще не окончательная победа, но ниточка.

— Агеев, я очень рада. Без вас я бы просто ничего не смогла, давно забросила бы эти поиски. А чуть подробнее вы можете?

— Ну, разве что чуть, но все равно коротко, времени нет. Я исходил из того, что Гилевская снова выходила замуж. Чтобы ей выйти замуж, нужно овдоветь или развестись. В том и другом случае нужно иметь от властей официальную справку, извещение: такой-то и такой-то был приговорен… приговор приведен в исполнение… Либо так: был приговорен, отбывает срок наказания… Со справкой о том, что муж сидит, можно пойти в загс, развестись в одностороннем порядке, по ускоренной процедуре. Второе мое предположение состояло в том, что из этой квартиры Гилевская выписывалась законным порядком, по установленной процедуре, заполняла бумаги. Вы следите за рассуждениями?

— Да.

— Так вот, справку о муже Гилевская запрашивала и получила ее. Есть документальные следы. Но в городе Москве развода не оформляла. Нет следов. Из квартиры она выписалась, это верно. Есть следы. Но нигде более в городе Москве не прописывалась. Нет следов. Когда выписывалась, в качестве направления убытия указала Жмеринку.

— И там ее следы теряются?

— Да. Я хочу, чтобы вы знали, все мои сведения не могут быть абсолютно надежными. Своими глазами я документов не видел, я не могу их запросить официально, потому что я никто. Не родственник, не наследник, не наследодатель. Люди по мой просьбе искали, видели, мне пересказали. Но по моим ощущениям архивные поиски исчерпали себя. Тут уже ничего не найти. Жмеринка в Винницкой области. В войну Винницкий областной архив сгорел, городской уцелел. Других Гилевских в Жмеринке нет. А если она и не поехала в Жмеринку? Ваша собственноручная запись в форме 15 не является обязательством ехать точно в то место, какое вы указали… Могла поехать куда угодно. Там могла развестись, выйти замуж, поменять фамилию. Даже если она под новой фамилией вернулась в Москву после войны, найти ее здесь невозможно. Те Екатерины Илларионовны, какие есть, не подходят по возрасту и биографии. Родились в другие годы, находились в других местах.

— Вы проделали большую работу.

— Не спешите меня хвалить, не спешите радоваться. Бумажные поиски исчерпались, здесь тупик. Ну, если иметь мощный аппарат… вон военных преступников, всяких мелких фашистенков органы до сих пор вылавливают, хотя те по многу раз меняли документы, фамилии, места жительства. Не знаю, как они это делают, сам пока не научился. Сам перешел к другой линии — разговорам с людьми. Эта линия исчерпалась еще быстрее. Все бабушки, какие есть в доме… Кстати, удивительный факт, ровно половина из них деревенские, приехали в Москву в тридцатые годы наниматься в няньки. У Гилевских няньки не было, потому что не было детей. То есть нянька была, это была старая нянька Екатерины Гилевской, она осталась в семье, Екатерина и замуж выходила с нянькой, привезла ее в дом мужа как приданое. Нянька была старая и умерла за год до ареста полковника. Другой прислуги в доме не было, бабки не помнят. Полковника и жену помнят. Он был намного старше жены. Он человек строгий, а она вертихвостка. Никаких конкретных обвинений, никаких историй с изменами, а просто вертихвостка. Наверное, одевалась броско, молодым нянькам из деревни это не импонировало. Потом полковника забрали, а куда делась жена, никто из этих бывших нянек не знает. Никаких воспоминаний. Опять тупик!

— А ниточка?

— Ниточка появилась неожиданно. Не на главной магистрали наших поисков. Так всегда и бывает. Теперь еще недели две, и вскоре после Нового годы я вам скажу, удалось что-то вытянуть или нет.

Татьяна молча встала и чмокнула Агеева в щеку. Раньше у них такого не водилось, теперь водится.

Жанка по своему обыкновению веселилась и радовалась.

— Вот видишь! Агеев золотой человек, с ним дружить приятно и полезно. А ты еще ныла, краснела, лепетала, что мы нахулиганили… Наше мероприятие начинает приносить плоды. То ли еще будет!

Жанка хихикала и делала глазки, Татьяна краснела и отмахивалась.

— Перестань!

— То ли еще будет! Мы же еще Новый год собираемся вместе встречать. Эх, жаль, у него сейчас эта Зинка, а то бы все и устроилось…

У Жанки быстрый разум, Татьяна за ее мыслями не всегда поспевает. Новый год — это понятно, а что бы устроилось? чему Зинка мешает? Или это она опять про наш с Агеевым несостоявшийся роман? Не успокоится никак.

А Новый год… Да, главная трудность этого праздника в том, что ты не можешь находиться в нескольких местах одновременно. Конечно, в тот миг, когда бьют куранты и открывают шампанское, полагается находиться за столом с самыми близкими. Это семейный праздник. А друзья? А коллеги? А одноклассники и однокурсники? А соседи? Это что выходит, они ни при чем? Нет, этого допустить нельзя. Поэтому Новый год празднуется несколько раз. Сначала с сослуживцами на рабочем месте. Потом с близкими друзьями в чьей-нибудь квартире. Потом с подругами по кружку кройки и шитья. Потом вдвоем с твоим нынешним… ну, назовем его прямо, любовником. Потом в спортивной секции. Или в музыкальном клубе… Это все неофициально и с разной степенью усердия, чтоб не слишком напиваться. А уже после главная ступень праздника: елка, телевизор, шампанское, родня за столом.

Но многие другие элементы этого празднества совпадают на всех этапах. Всегда по дому носится острый запах солений, слышен звон посуды и громкие голоса. Это только звуки и запахи, они слышны с порога, затем праздник становится доступен и глазу. Салат оливье! И водка. Холодец и водка. Селедка под шубой и водка. Шпроты и водка. Это главное, далее детали, которые не имеют статуса обычая незыблемого и ненарушимого, они допускают вариации. Дома белая скатерть и хрусталь, на службе все попроще, допускаются граненые стаканы, с близкими друзьями золотая середина…

Хороший праздник Новый год!

На этот раз Татьяна будет встречать его не более четырех раз. Ну, может быть, пяти. Конечно, сначала на службе — это уж обязательно. Прояви уважение. В музыкальном клубе вместо очередного заседания будет большой новогодний капустник. Главный Новый год с шампанским и среди родных на этот раз состоится в доме дяди Бори. Мужа в этот Новый год у нее нет, а родня кое-какая есть. Как говорит сам дядя Боря: не казанская сирота! Но сперва они тут тихонечко посидят вчетвером у себя дома, в Голиковском переулке. Наталья Ивановна с ними разве что выпьет для приличия, а сидеть с молодежью не станет, она на праздники едет к крестной. Останутся за столом Жанка, Татьяна, рыжий Мишка и Агеев. Не такая уж плохая компания.

Потом, конечно, их пути расходятся. Агеев сейчас с Зинкой, они где-нибудь посидят вдвоем, потом Агеев напьется в своем подвале с грузчиками, комплектовщиками и экспедиторами, а уж потом встретит праздник со Светланой, Дашкой и Дашкиным мужем. Там его семья. У Жанки ближайшая подруга Катька, далее семья — это муж и его родители.

Но сначала они проведут один вечер вчетвером. И какие-то у Жанки на этот вечер таинственные планы. Студенческая затея. Жанка умная, Жанка хитрая, а все же наивна необыкновенно…

***

…………………….

………….

Посреди большого подвального помещения стоял на перевернутом ящике Агеев, воздымал руку горе и вещал:

— Блаженны совершающие кражу, ибо насытятся. Блаженны совершающие хищение, ибо обогатятся. Блажен лихоимец и блажен лиходатель, ибо их взаимная любовь совершенна. На этой любви стоит мир…

Агеев был сильно пьян. Попраздновали…

………………………

…………….

Зинаида Аркадьевна занимается личной жизнью весьма бурно и азартно. Темпераментная женщина. А потом присмиреет, положит голову на грудь Агееву и замрет. Лежит так тихонечко десять минут, пятнадцать минут. Ни слова не говорит, думает о чем-то своем. Вдруг нарушила обычное молчание:

— Ты не знаешь, зачем она полковника ищет?

— Не знаю, не спрашивал.

— Думаю, она его видела.

— Кого?

— Полковника. Говорят, он в квартире иногда появляется. Редко, раз в двадцать лет.

— Ты в это веришь?

— Не очень. Но так говорят. А ты, если хочешь, можешь проверить все сам.

— Это как?

— Если в новогоднюю ночь эта квартира остается пустой, живые люди все расходятся, свет гасят, из переулка можно видеть огонек. Кто-то ходит по квартире со свечой.

Он засмеялся.

— Да, вот так брошу новогодний стол, побегу ловить привидения. Высматривать огоньки в окнах своей же квартиры…

— Безбожник.

***

……………………..

……………..



:oops: :oops:
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D

00. Глава без номера и без названия. Возможно, чей-то сон

………………………..

…………………

— Жанка, а что ты такое плела про роман, продажи? Еще какой-то интер…

— Не знаю, не помню.

— Как так — не помню?

— Ну, так. Находит на меня, болтаю сама не знаю что. Это вроде пророчества, знаешь, прорицания…

— Интересно. А видения у тебя бывают?

— Думаешь, ты сейчас удачно сострил? Берегись. У меня очередное пророчество в голове вертится, прямо просится на язык.

— Говори!

— Что-то такое: если в каждую главу не вставить по тематической сцене, покупать не будут. Копейки не дадут. Даже в библиотеке бесплатно не возьмут.

— И что это значит? Что такое «тематическая»? О какой теме речь, на какую тему сцена?

— Не приставай ко мне! Я все сказала, что тебе можно знать.

— Но хоть что-то ты можешь объяснить?

— Отстань, а то выдеру!

Жанка делает глазки, Агеев пошевеливает бровями.

— Жанка, у тебя мания развивается. Поговори с Катей, она в этом вопросе разбирается.

— Агеев, они последний раз говорят, чтоб тушили!

Радостный смех на два голоса. У Агеева басовитый, у Жанки звонкий.

— Ох, Жанка, как жаль, что ты замужняя дама. Ничего я против тебя не могу.

— А хочешь?

— Ты все знаешь, мы старые друзья…

………………………

…………….

— Герцогиня твоя…

— Герцогиню не трожь. Надо же и ей оттянуться, оторваться…

— Чисто мужской подход. Перед женитьбой гульнуть напоследок, загудеть.

……………………………..

………….


:oops: :oops:
Аватара пользователя
Expat
Сообщения: 988
Зарегистрирован: Пт авг 06, 2021 11:50 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Expat »

Ага, делаем выводы:

1) Что-то всё же намечается про призрак полковника, но пока прогресс по этой части медленный,

2) Постмодернистский троллинг читателя успешно продолжается :D
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D

27. Разговоры об искусстве

Это часто бывает.

Вот первый его такой случай в этом городе. Сидят они с Лидой в том самом зале Дома композиторов, смотрят старый фильм Бергмана «Осенняя соната». Никудышний фильм, если разобраться, несмотря на всю его славу… Однако сидят, смотрят, слушают. После фильма будет еще лекция музыковеда Головинского и дискуссия. Он наклонился к Лиде и шепчет:

— Старая играет хорошо, молодая плохо.

А Лида спрашивает его таким же громким шепотом:

— Откуда ты знаешь?

— В газетах читал.

А как еще ответить на этот вопрос? Если человек такой вопрос задает, значит, он ничего не понимает. Объяснить — для этого надо приложить дикие усилия, неимоверные.

Забавно, но с Лидой это удалось. Он на это не надеялся. Лида очень милая баба, но малообразованная, малокультурная. Впрочем, как и мы все, как и мы все…

Однако Лида умна. Это уж не как все. И еще она добросовестна, любит честную игру. Отличает правду от неправды. Не переносит, когда ей фуфло толкают на голубом глазу. Вышли из зала, она и говорит:

— Ты ловко отшутился. Я оценила. А серьезно ты можешь ответить на мой вопрос?

Он попытался. Это была его первая попытка. Многословная, неуклюжая, запутанная речь. Лида умная, кое-как поняла.

Потом долго думал: есть ли способ дать на этот вопрос какой-то более краткий, более внятный, более общий ответ, пригодный не только для одного этого случая. Получалось плохо.

Может быть, он не специалист? Хорошо, предположим. Так он совершенно случайно знаком с главным специалистом в этой области. Просто случайно. Рояль в кустах, как выражается Татьяна Потапова. Автор известного учебника по эстетике. Его можно считать главным специалистом? Если не его, то больше некого. Он главный по тарелочкам. И что? Учебник у него скучный, демагогического склада. Видно, что автор не то чтобы независимого ума человек, а совсем наоборот, весьма зависимого. Суеверный, как студентка второго курса. Слыхал от кого-то шибко умного, что деление искусств на пространственные и временные уже отменили. Устарело. Он услыхал и поверил. И нет в его учебнике ни пространственных, ни временных. Мусор это, а не учебник. Хлам, макулатура. Производит тяжелое впечатление. Но это ничто по сравнению со впечатлением от личных бесед с профессором. Эти беседы просто повергают в ступор. Стоишь, хлопаешь глазами и не знаешь, что сказать. Он, понимаете ли, не слыхал, что проблема музыкального содержания одна из сложнейших в эстетике. Просто не слыхал. И со всем простодушием в этом признается.

— Почему же она сложна?

— Наверное, потому что нет содержания, которое выразимо вербально.

Профессор вскипел. Спросил с негодованием:

— Это у музыки нет вербального содержания?

— У музыки. Вербального смысла нет.

— Да что вы такое несете!

Агеев молча переминался с ноги на ногу, чувствовал себя виноватым. В самом деле, пришел к человеку в дом, накинулся на него с глупостями… Впрочем, по чисто житейским причинам им еще приходилось после разговаривать. На другие темы. Но однажды профессор сказал:

— Наш прошлый разговор… Наверное, проблема была неточно сформулирована. Не были заранее даны необходимые дефиниции и дистинкции. У программной музыки несомненно есть вербальное содержание. У абсолютной музыки нет эксплицитного вербального содержания, но его можно извлечь, существует искусство интерпретации…

Наверное, старый дурак поговорил с кем-то из соседей. В прошлый раз он ничего не знал о программной и абсолютной музыке, это новые в его словаре слова. Зато его соседи большие грамотеи. В доме четыре подъезда, десять этажей, на каждом этаже по две квартиры, в каждой квартире профессор эстетики…

Вообразишь себе этот дом, и нехорошо становится.

Между тем он снова и слова слышал тот же вопрос. Это часто бывает. Только формулировки различаются.

Лида задавала вопрос, Верочка Ч. делала утверждения.

Произносила их громко, с апломбом, с убежденностью, с чувством превосходства. Она это знает. Все образованные люди это знают, все профессионалы в этом убеждены, а этот Кривчиков не знает — и решается спорить.

Эту барышню он знал по тому же музыкальному клубу, ничем не примечательная барышня, он на нее и внимания не обращал. А она на него. Ее только впечатлило, когда Каценеленбоген со сцены сказал, что с Кривчиковым по поводу Чехова полемизирует с осторожностью, потому что в этой области Кривчиков специалист, а он нет. Верочку это потрясло и возмутило. Это какой такой специалист? Вот этот? Она про такого не слыхала. Но что-то ей запало в душу. Если Каценеленбоген так сказал… Мнение старших надо уважать. Потом они столкнулись в Ленинке, и Верочка почему-то решила во что бы то ни стало произвести на него впечатление. Заранее скажем, ей это в каком-то смысле удалось. Всю жизнь помнить будет... Она глупа, поэтому расхожие мнения, составляющие у людей похитрее только подоплеку рассуждений, выдает с кристальной ясностью. Безапелляционная точность формулировок. Бросилась в подсобку третьего зала, притащила два журнала. Вот тут она берет интервью у известного физиолога (в самом деле большой ученый), а тут у нее оригинальная статья о знаменитейшей художнице. Она потащила Кривчикова в зал (там он Кривчиков, в историчке Агеев) и заставила ознакомиться со своими произведениями. Да, она барышня того же слоя, что Катька и Татьяна. Бегает по журналам, ищет заработка. Это нормально.

Его поразил тон. С физиологом, большим ученым, она говорит снисходительно, тоном превосходства. Напротив, статья о художнице написана тоном подобострастного восторга и преклонения. Молитвенный восторг. В остальном обычный птичий язык, принятый в среде искусствоведов. Статья как статья. Все они пишут именно такие статьи. Она не хуже прочих, язык этот выучила. У всех статей этого сорта есть общее свойство: читаешь, читаешь — и из этого чтения никогда не поймешь, о хорошем художнике это написано или о плохом. Сквозь птичий язык никакие черты реальности не просвечивают. Птичий язык надежно скрывает различия ума и глупости, красоты и безобразия, добра и зла… Но здесь статья была снабжена иллюстрациями. Репродукции картин знаменитой художницы. Это была ошибка…

— Верочка, мне понравилась статья. Умело написано. Убедительно. Я бы поверил в каждое слово, если бы не иллюстрации. Ведь их видишь собственными глазами…

— Ну и что?

— Ну и все видишь. Она же посредственная художница. Слабая, но нахальная и претенциозная.

Верочка задохнулась. Отчеканила:

— Об этой художнице высокого мнения Каценеленбоген!

— Да хоть Бронфенбренер… Я очень уважаю Самуила Моисеевича…

Теперь бы он такого не сказал. Бронфенбренер показал себя гнусным негодяем. Но тогда он говорил искренне.

— Я очень уважаю Самуила Моисеевича, но никакие его мнения по части живописи никакой обязательности для меня не имеют. И даже по части музыки…

— То есть как не имеют?!

Верочка смотрела на крамольника круглыми глазами.

Тут он все и узнал. Так сказать, кредо современного искусствоведа. Профессион де фуа.

Оказывается, сами по себе картины художницы Н. никакого художественного качества не имеют. И не могут иметь. Они по своей природе не могут быть ни хорошими, ни плохими, ни черными, ни белыми. Они табула раза, чистая доска. Хорошими или плохими их делает оценка. Все сказанное о них, написанное… Критика создает вокруг них ореол, ауру…

Он особо запомнил идиотическое слово «аура».

Он слушал пылкие речи Верочки Ч., и ему становилось дурно. Ведь она не просто дура. Она законченная гадина. Когда обыкновенный жулик в системе советской торговли продает тебе маргарин за сливочное масло, он тебя обманывает, он ворует, но хотя бы сам при этом разницу между маслом и маргарином знает, помнит, не посмеет ее отрицать на экзистенциальном и онтологическом уровне, как факт. А эта гнусная маленькая фуфлыжница с филфака с религиозным энтузиазмом доказывает, что между картинами разницы нет, между романами разницы нет…

У неопытного Агеева кружилась голова. Вот это да!

Значит, король голый. Король всегда голый. Платье на короле придумали мошенники-искусствоведы. И тот, который придумал платье, тот и решает, какого оно цвета. Зеленое! Кто придумал, тот и решает, кто первый встал, того и сапоги. А если вы говорите, что оно красное, вы врете, потому что на самом деле никакого платья на короле нет.

Она уже начала объяснить ему про ранжир критиков, про вес их суждений, про чины и звания, авторитет...

Эх, напиться бы! Ведь после такого разговора только принять душ, напиться, поговорить с нормальными людьми…

— Верочка, а сами вы ничего не чувствуете? Вот я возьму журнал «Юность», там стишки в каждом номере, я выберу строчку наугад. А вот строчка «багряный лес роняет свой убор». Я кладу перед вами две эти строчки, и вы сами никакой разницы не видите, не ощущаете?

— Мой личный вкус ничего не значит!

— Верочка, это новая для меня доктрина, мне было интересно с ней ознакомиться. Спасибо. Но нам пора прощаться, время…

Он не поехал ни к Светке, ни к себе в Голиковский, поехал на Челябинскую, застал там Бондо и Таньку. Они ему обрадовались. Выпивку и закуску он захватил по дороге. Они сели и напились. Квартирный вор Бондо и проститутка Танька самая подходящая для него сегодня компания. Сомнительные у них профессии, но все же ни один из них не решится сказать, глядя ему в глаза, что между белым и черным нет разницы.


:oops: :oops: :oops:
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D
28. Цель близка

Ниточка нашлась. У полковника в доме была прислуга, только никто об этом не знал. Молодая деревенская девка, ее совсем недавно взяли в домработницы, она не верила своему счастью, но робела ужасно. Она вообще в городе робела, пугалась. Людей много, все чужие. Старалась из квартиры лишний раз не выходить. В магазин и обратно. Ей никуда больше и не хочется. Дома хорошо, хозяева добрые, обходительные, работа не тяжелая. Хозяин ее прописал, здесь паспортный режим строгий. А недавно у нее и паспорта не было… Так она две недели сидела взаперти, даже с соседскими няньками не успела перезнакомиться. И они про нее не знали, не успели заприметить, хотя в это верится с трудом. У них ведь обычаи деревенские, все видят, все про всех знают. Про нее не знали. А кто знал, может, после забыли. Или не хотели говорить.

Две недели она так прожила, и на этом ее счастье кончилось. За хозяином пришли. Потом вскоре съехала хозяйка. Денег ей оставила довольно много, она раньше столько и в руках не держала. Расцеловала ее, заплакала и сказала: «Живи здесь, никуда не беги, тебя не тронут». И за порог с двумя чемоданами. А она осталась жить одна в большой квартире. Скоро появились новые соседи, и она среди них как-то затерялась, вроде она такая же, она одна из них. Вскоре никто и не помнил, что она в этой квартире самый старый жилец, осталась в наследство от прежнего хозяина. Нашла работу, соседка Люся отвела ее на фабрику, где сама работала. Через год вышла замуж, родила девочку. Это уже сороковой год, а в сорок первом война. Муж ушел воевать, она с ребенком отправилась в эвакуацию, в Алма-Ату. Муж с войны не вернулся, а она вернулась в Москву в сорок пятом. Ее комнату в полковницкой квартире ей должны были вернуть, всем возвращают. Но там давно жили другие люди, и наверное, эти люди были сильнее ее. Заслуг имели побольше. В жилуправлении ей сказали, мол, судиться незачем, мы тебе другую комнату дадим, не хуже прежней, даже метров побольше. И недалеко, в соседнем доме, в том же Голиковском. Там она с тех пор и живет. Дочь выросла, вышла замуж, уехала с мужем в Саратов, у дочери свои дети, теперь уже и внучка родилась, ее правнучка…

Агеев ее не нашел, а Зинаида нашла. Агеев опрашивал бабушек в своем доме, а Зинаида спросила старую уборщицу в домоуправлении, которая работала там очень давно. Та вспомнила другую уборщицу, совсем старенькую, давно на пенсии, а та знала всю историю. Была такая Настя, жила у полковника недолго, потом его взяли, она осталась, из эвакуации вернулась в соседний дом. Там и живет, если еще жива.

Зинаида все это раскопала по своему почину, Агеев ее не просил. О чем он просил, то она давно сделала. Бумажки из архива, только-то… А тут все сама, все молчком. Выходит, правду он сказал, Зинка добрая.

Бабка Настя оказалась жива. Даже не очень старая, удивительно, что прабабушка. Двадцатого года рождения. Сейчас гостит у дочери в Саратове, правнучку нянчит.

Агеев решил ее не ждать, узнал у соседей адрес, полетел в Саратов. Никому ничего не сказал. Незачем зря обнадеживать, неизвестно, куда ниточка приведет. Действовал в точности по известному анекдоту: Светлана думает, что он в Голиковском, в Голиковском думают, что он у Светланы, а он работает, работает, работает… Был бы он умнее, давно бы съездил в Нарву, попросил у тамошнего начальника угрозыска совета по оперативно-розыскной работе. Авось Пушкин его помнит. А Саратов ему не понравился. Город вытянут вдоль реки, едешь на трамвае час до конечной, пересаживаешься на другой трамвай, едешь еще час. Тракторный завод, авиационный, химический… Видишь всю мощь советской промышленности.

Однако съездил не зря. Бабка Настя помнила, что у хозяйки была близкая подруга, жила в соседнем подъезде. Частенько друг к другу захаживали. Как ее звали? Как ее тогда звали, так и теперь зовут. Записывай! Жива, жива, не сомневайся. Красивая женщина, а в те времена просто глаз не оторвать… Вот только года три назад ей дали квартиру, дом-то ваш давно расселяют…

Ну, теперь уже близко. Куда переехала Вава, она же Варвара Попова, давняя подруга Екатерины Гилевской, теперь узнать нетрудно, Зинаида это в пять минут найдет. Теперь есть надежда, что и Варвара жива, и Екатерина жива, и связь между ними не утрачена… Агеев в это верил. Не может быть, чтобы на последнем звене цепочка оборвалась, не зря же это все…

Так оно и оказалось.

Когда Агеев под Новый год отчитывался перед Татьяной о своих разысканиях, у него в кармане лежал адрес Екатерины Гилевской, теперь Халомьевой. Где-то у метро Ждановская. А почему не сказал сразу? Почему в Саратов бросился в ту же минуту, а теперь тянул, мешкал? На этот вопрос он не сумел бы ответить внятно, многое в этой истории делалось по наитию. Просто чувствовал, что лучше не до Нового года, а чуть после.



:oops: :oops:


29. Заветы баронессы Остен-Сакен
……………..
……..
— Ты на капустник идешь?
— Иду.
— А на репетиции не ходишь?
— Не хожу. Я свой общественный долг выполнила, стишки для капустника написала, а на репетиции не пойду. Там слишком много светской жизни, сплошная княжна Джаваха… Лучше скажи, Агеева мы на капустник возьмем?
— Ты с ума сошла!
…………………………….
……………
— Агеев, ты куришь?
— Курю.
— Поди к Зинаиде, скажи, что я велела тебя за курение высечь.
— Это еще зачем?
— Если до Нового года в квартире никого не высекут, роман не будут читать.
— Опять ты за свое! Кстати, почему меня? У нас Катька любительница.
…………………
……………..

:oops: :oops:
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D

Вот уже и обещанные шесть листов настругали, и конец близится…

Но если вдруг какая-то заминка, то на всякий случай развязка уже известна, предана гласности. Чтоб не гадать зря. Все остальное так, для любителей подробностей.

:oops: :oops:
Гертруда
Сообщения: 144
Зарегистрирован: Ср авг 14, 2024 4:38 pm

Re: Привидение Голиковского переулка. Мистический роман

Сообщение Гертруда »

:D

29. Заветы баронессы Остен-Сакен

Теперь можно не суетиться. Можно сделать паузу, оглядеться, успокоиться. Можно подумать о чем-нибудь приятном. Вспомнить что-нибудь хорошее. Да просто пойти в большую Жанкину комнату и посмотреть на елку. Елку он сам же и притащил, а потом они все вместе украшали ее игрушками. Самые настояшие елочные игрушки, до невозможности старомодные, родом из пятидесятых и шестидесятых, благополучно дожившие до наших дней. Большая коробка с игрушками нашлась на антресолях, кто-то из прежних жильцов оставил, не забрал с собой при переезде. И зря. Дивные игрушки, теперь таких и не увидишь. Нашлась даже гирлянда с разноцветными лампочками, на вид она казалась исправной, Агеев хотел ее проверить, подключить к сети, но Мишка его остановил:

— Опомнись, безумец! Ты что, забыл, у нас же теперь двести двадцать.

Да, как раз нынешним летом у них переключали напряжение сети со 127 на 220 вольт. Последний район в Москве, где осталась эта техническая древность. Причем и осталась пятнами, на Большой Полянке давно 220, а в нашем переулке 127. Наконец с этим пережитком прошлого покончили, но электрические счетчики пришлось менять. Для старых холодильников пришлось покупать трансформаторы в магазине электротоваров на Новокузнецкой. Елочную гирлянду тоже подключили через трансформатор. Горит.

Он стоял и любовался на елку. Старался вспомнить все самое приятное, что с ним происходило за год. Светлые моменты. Татьяна на кухне произносит свою речь о четвертой конфорке. Сияет улыбкой, в паузах носится от стола к плите и обратно. Татьяна угадала «Охотников на привале», второй номер узбекского колхозного списка. Детская радость. Зинаида загадочно улыбается, кладет на стол бумажку: возьми, кажется, ты это ищешь. Не в бумажке с адресом суть, суть в улыбке Зинаиды... Ну, дальше радости специфические, очень на любителя. Ослепительная вспышка в голове: у всех двойников и оборотней морфология бинарная, два состояния, а в гоголевском «Носе» тринитарная, три состояния. Дефиниции фантастики и абсурда. Далее совсем сложная теория… Имена без прямого значения… Да, и вот еще — лето, Коктебель, девочка Спицына смотрит на него грустно и говорит: «Дурак вы, Агеев». Это тоже хорошее воспоминание. Он ее не сразу узнал. Высокая девица, ногастая, эффектная, водится с большой и шумной компанией. Как-то странно посматривает на него издали. Спицына? Ну конечно, это она была два года назад. Десятиклассница, очень славная девочка, ходила на уроки к Жанке. Слышала, как Жанна Александровна вопит в коридоре: «Агеев! Обед я вам на столе оставила!» Видела, как репетиторша улыбается. Цветы на столе. У Спицыной живое воображение, она разглядела что-то несбывшееся. У нее всегда было живое воображение, это осталось при ней. Хотя она уже большая девочка, закончила первый курс филфака. Студентка, и вся ее компания тоже студенты… Нет, сегодня не хочу думать о том, где она учится, у кого учится, чему учится… Сегодня только о хорошем. Светлана… Ну, это праздник круглый год. Сегодня, и завтра, и далее ежедневно…

Пока он любовался на елку, кто-то неслышно вошел в комнату. Он не обернулся. Татьяна тихо подошла и стала с ним рядом. Тоже пришла посмотреть на елку. У нее много детского в характере. Это хорошо…

***

Ближе к вечеру он решил заглянуть в подвал. У него там немного работы, иногда два часа утром, иногда два часа вечером, по четвергам можно и вовсе не бывать, нечего там делать, но сегодня заглянуть надо, он два дня отсутствовал, летал в Саратов, ребята его подменяли. В подвале все было как всегда. По стенам огромные штабеля типографских пачек с книгами, на столах и стеллажах уже распакованные книги стопками, под ногами толстый слой утоптанной упаковочной бумаги от сотен уже распакованных пачек. Слой такой толстый, что глубоко проминается под ногами, это затрудняет ходьбу. Раз в день этот мусор убирают, прессуют в тюки, отправляют в макулатуру. А на столах сидят и болтают ногами обитатели подвала, все здешнее общество, несколько крепких дядек от двадцати до тридцати лет. Работу сегодняшнюю они закончили и теперь ведут неспешные беседы. Темы всегда разные, иногда весьма занимательные.

— Ага, Кривчиков явился, здорово!

Поприветствовали входящего и продолжили беседу:

— Значит, въезжаем мы в наш переулок, и только я хотел ему сказать, что у нас тут надо поосторожнее, переулок узкий, арка совсем узкая, все под гужевой транспорт строилось, грузовая машина едва проходит, зеркало приходится подгибать… я рта не успел раскрыть, как он прямо на ходу сворачивает и въезжает в арку. Даже не притормозил. Это на ГАЗ-53...

— Врешь!

— Честное слово.

— Для такого трюка там радиуса поворота не хватит.

— Думаешь, я не знаю? Мишин опытный человек, каждый день этим маршрутом ездит, но ему приходится притормозить, наехать на противоположный тротуар, чтобы радиус поворота увеличить, свернуть, остановиться, сдать назад, еще немножко повернуть… Только так можно в эту арку въехать, по частям, шаг за шагом… А этот дядька с ходу! Это как с размаха нитку в игольное ушко продеть.

— И зеркало не оторвал?

— Не оторвал.

— Кто он?

— Имени не знаю. Его Мишину на подмену прислали на один день. Старый, лет шестидесяти, лицо морщинистое, шапка ушанка с опущенными ушами. Не разговаривает, будто глухонемой.

— Это Шпунт, я его знаю.

— Фамилия такая?

— Нет, кличка.

— Невероятный водила! Какой-то дар от бога.

— Да и хрен с ним, второй раз его не увидишь.

После чего основной докладчик и его оппонент уставились на Агеева — может, он какую-то новость принес? Интересных новостей не оказалось. Тогда оппонент попросил:

— Кривчиков, выбери мне книжку почитать! Ты же в книжках разбираешься, все так говорят.

Тут все дело было в волшебной особенности этого подвала. Через него проходят все книги, какие выходят в стране. Все до единой. Но их невозможно увидеть здесь все сразу, просто не поместятся. Книги приходят и уходят. Примерно в том же темпе, в каком их выпускают. За год весь годовой выпуск, за день примерно дневной. Сегодняшнее наполнение подвала — это как бы однодневный срез всего ассортимента всех издательств страны, больших и маленьких, столичных и провинциальных. В такой выборке ты не обязательно найдешь именно то, что ищешь, например, «Анну Каренину», но зато найдешь много других интересных и неожиданных вещей. «Огни Океании» — это не название романа, это книга вроде лоции, описание маяков и береговых огней для морской навигации. Да что угодно можно найти. Очень хороший подвал!

Он оглядел столы, стеллажи, покопался, заглянул во второй ряд…

— Вот тебе, Леша, братья Вайнеры!

— Да ну, это же туфта, жвачка! — Леша даже обиделся. — Я тебя прошу книжку выбрать, а ты мне Вайнеров суешь. Это бы я и без тебя как-нибудь догадался.

— О! Извини, не сразу тебя понял. Ну, если у тебя запросы так выросли, что Вайнеры уже не подходят, нужно что-то настоящее… Тогда поищем что-нибудь еще.

Он поискал и нашел. Фазиль Искандер, рассказы. Издательство «Алашара», Сухуми. Плоховато напечатанная книжка, дешевое издание в бумажной обложке. Что поделаешь, небогатое провинциальное издательство. Решили тиснуть книжку знаменитого земляка, на том спасибо…

Протянул книжку Леше. Реакция была неожиданной. Леша презрительно сморщился.

— Издеваешься надо мной?

— А что такое?

— Ты думаешь, я не знаю, что это такое, никогда раньше не видел?

— Так ты его уже читал? Знаешь этого автора?

— Представь себе, читал. Рассказы про мальчика Чика. Это у тебя и называется «что-то настоящее»?

— Да, Леша. Если ты братьев Вайнеров оставил позади и стал искать чего-то настоящего, то Искандер уже подходит.

— Ты врешь!

— Нет.

— Ты морочишь меня. Издеваешься.

— Нет. Я говорю что думаю. Если мы считаем, что братья Вайнеры по одну сторону забора, где всякая халтура, а настоящие писатели по другую сторону забора, то Искандер уже там. Там же, где Пушкин, Гоголь и Толстой. Он в этой компании не самый большой писатель, но уже писатель. Настоящий. Не чета Вайнерам.

— Ты врешь!

Агеева поразило не упрямство, а какое-то ожесточение Леши, озлобление. Он не просто отмахнулся от предложенной чепухи, он негодовал.

Разговор получается занятный. Вопрос все тот же, который в этом городе он впервые услышал от Лиды на просмотре «Осенней сонаты».

— Ты меня морочишь. Мне это не нравится.

— Раньше я так не поступал?

— Нет. Вроде ты не врун, и мы вроде не на партсобрании, чтобы друг другу байки рассказывать. Потому я и попросил тебя книжку выбрать. Думал, тебе можно верить, а ты меня нагло морочишь.

— Хорошо. Объясни, в чем обман.

— Я Искандера читал. Он всегда об одном и том же пишет. Та же деревня в Абхазии, тот же городок.

— Да, все верно. Раньше это называлось областническая литература. Такой сплошной Фолкнер. Эпос одной деревни. Сага поколений. Что дальше?

— Значит, я увижу то же, что уже читал. Рассказы другие, но о том же.

— Да, наверное, так и будет. Но рассказы другие.

— Но едва ли лучше тех, что я уже видел.

— Да, примерно того же качества. Он иногда над этим уровнем поднимается, но никогда ниже своего уровня не спускается. Он ровный автор.

— Так. Значит, не увижу лучше того, что уже читал. А то, что уже читал, полный вздор. Чепуха абсолютная. Смысла ноль. Или даже поменьше нуля.

— Нет, тут ты ошибаешься. Принимаешь простоту за пустоту.

— Я ошибаюсь?

— Да.

— Хорошо. Я это читал, никакого смысла не увидел. А ты читал и увидел?

— Да.

— Ты врешь. Там пусто, там ничего нет. Хоть под микроскопом рассматривай. Я ничего не вижу, и ты ничего не видишь. Ты пихаешь мне Искандера, потому что о нем какие-то болваны что-то писали в «Литературной газете». А я тебя спрашивал не про их мнение, а про твое мнение.

— А я тебе свое мнение и предлагаю. Чужого мне и самому не надо. Я такой же, как ты, никому на слово не верю.

— Значит, просто врешь.

— Леша, почему ты так уверен? Я вижу, ты прямо насмерть упираешься, для тебя важно стоять на том, что книга пустая, ничего там нет.

— Важно.

— Почему?

— Потому что наглого обмана не люблю. Я вижу своими глазами — там ничего нет. Ты говоришь, что есть, что ты видишь. Это означает одно из двух: или я дурак и ничего не понимаю, или ты мне врешь.

— Ты выбрал второе?

— Да. Я себя дураком не считаю, не могу с этим согласиться.

— Да ладно! Согласился бы — и никаких проблем.

Леша сделал паузу и сказал серьезно:

— Не груби мне.

— Извини. Не сдержался, такой случай пошутить...

Они посмотрели друг на друга внимательно. Кривчиков крупный дядька, весит 95 кило. Супертяж. Леша меньше ростом и намного легче, 72 килограмма. Но если их выпустить на ринг, можно смело ставить на Лешу. Леша такой человек, который может подтянуться на турнике на одной руке — и на правой, и на левой. Он могучий, при этом сухой, подвижный, очень быстрый. Ему бы в каком-нибудь диверсионном отряде цены не было. Типичный коммандос. А 95 кило — это просто мощная туша. Иди штангой заниматься, балбес…

Но сейчас мы не штангой заняты. У нас важнейший вопрос эстетики. Центральный вопрос. Глубоко интеллектуальная беседа…

— Леша. Я знаю, что ты не дурак. Поэтому ты меня простишь, ты мне поверишь, что не в насмешку спрашиваю. Сам ты откуда это знаешь? Какие у тебя основания верить в свои умственные способности?

Леша человек честный и добросовестный. Стал отвечать обстоятельно. Если над ним не смеются, почему бы не ответить…

— Видишь ли, мне уже под тридцать. Я успел поучиться в таком вузе, где много физики и математики. Навалом! Другие от этих предметов стонали, а мне все давалось легко. От сопромата и теормеха до ТФКП. Потом учился в таком вузе, где много гуманитарных предметов. Языки, история, философия, юридические дисциплины. И опять мне все давалось без проблем. Ни разу не было такого, чтобы я не одолел учебник, не сдал экзамен. Ни разу не показал себя тупицей. Вдруг ты мне суешь Искандера и говоришь, что это настоящая книга, просто я не понимаю. Рассказы про мальчика Чика моему разуму недоступны.

— Спасибо, Леша! Я тебя понял. Ты очень добросовестно рассуждаешь.

— Но неправильно?

— Неправильно. Ведешь разговор не о том. Дело не в разуме. Ум и глупость здесь ни при чем. Это неправильный способ рассуждений: смотрите, умный человек, а на скрипке играть не умеет! Умный человек, а рисовать не умеет! Для своего же ребенка кошку не нарисует. Умный человек, а в математике ни бум-бум, обыкновенного дифура решить не может, даже без частных производных! Это все не то, рассуждения с подменой понятий. Вот ты, Леша, умный, я это знаю, ты расуждаешь прямолинейно, но ты умный, а теперь пойдем мы с тобой с Кропоткинской на Волхонку, там близко, и ты мне в музее имени Пушкина расскажешь, можешь ты отличить хорошую живопись от плохой или не можешь. Ты как, можешь?

— Не могу.

— Правильно. Ты своими глазами этой разницы не видишь, значит, ее нет, ее выдумали подлецы-искусствоведы. Так?

— Не знаю. Про живопись ничего не знаю. Про Искандера как-то могу догадаться.

— Потому что там красками намазано, а тут буквами написано?

— Русским языком написано. Ни одного непонятного мне слова.

— Ладно, попробуем еще раз. Ты классическую музыку слушать можешь?

— Могу, — сказал Леша и ухмыльнулся.

— Ты врешь!

— Нет, правда, могу.

— Леша, мы об одном и том же говорим? Симфонии, сонаты, фортепианные концерты…

— Да, я все это с удовольствием слушаю. Еще оперы и балеты.

— Ты врешь!

— Не вру.

Они оба ухмылялись, смотрели друг на друга.

— Отлично! Ты мне про Искандера не веришь, а я тебе про музыку поверю. Любишь серьезную музыку?

— Люблю.

— Тогда будем задавать вопросы. У тебя мама была учительница музыки?

— Нет.

— У тебя младшая сестра училась в музыкальной школе? Дома часами на пианино барабанила.

— Нет.

— Ты лабух? В школе ходил в духовой кружок, потом в армии дудел, потом жмуров таскал?

— Нет.

Леша отвечал на все вопросы и загадочно улыбался.

— Тогда где ты научился слушать симфоническую музыку?

— Почему обязательно научился? Может, я родился такой. С детства люблю классическую музыку.

— Врешь!

— Не может быть такого?

— Не может.

— Почему ты так думаешь?

— Потому что я такой же, как ты. От природы глухарь и по воспитанию валенок малокультурный. До недавнего времени я симфоническую музыку слушать не мог. Ну вот просто не слышу, совсем не слышу, это шум бессмысленный!

— Но теперь научился, слышишь что-то?

— Да. Поэтому и тебя спрашиваю: где ты этому научился? Само это не растет.

Леша вздохнул и признался:

— Я понимаю твои вопросы. Особенно про лабуха.

— Так отвечай!

— Я в Большом театре рабочим сцены был. Декорации монтировал.

— Во! Долго ты там работал?

— Года два.

— И как впечатления?

— Да сначала никак. Моя работа в антрактах, а во время действия сидишь за кулисами, скучаешь. К музыке не прислушиваешься. Потом как-то дошло. Ведь какая музыка!

— Что первое дошло?

— «Лебединое озеро» . А потом уже как-то само пошло.

— Значит, у тебя это случайно вышло, работа такая попалась. А я про себя знал, что я валенок. Книг в доме было много, я их читал, вроде вырос грамотеем, но ни музыки, ни живописи не понимаю. Музыка от меня как горох от стенки отскакивает. Мне это обидно, что я такой отсталый среди культурных людей, купил коробку пластинок, пианист Наседкин играет все тридцать две сонаты Бетховена. Я их все тридцать две слушал до одурения, по сто раз, пластинки до дыр заездил. Ну, начал что-то слышать.

— Все тридцать две? Я-то люблю только восьмую и двадцать третью.

— А я еще семнадцатую и тридцать вторую.

Он засмеялся.

— Итак, Леша, насчет музыки мы сравнялись. Теперь Искандер…

— Ты хочешь сказать…

— Да. Там то же самое. Ты читаешь по-русски, все слова понимаешь, но чтобы слышать, чем он от Вайнеров отличается, у тебя это ухо внутри головы еще не выросло. Надо читать, читать до одурения, тогда это ухо вырастет, начнешь слышать.

— Начинать надо с Искандера?

— Нет, как раз для обучения он неудобный. Из того, что я на полках вижу, лучше всего подходит Пушкин, «Повести Белкина», и Даррелл.

— Даррелл?

— Да. Вот эта книжка — «Моя семья и звери. Сад богов…» Он очень большой писатель. Романов не пишет, а писатель большой. Из любого персонажа характер прет с первых слов. Это особый дар. Почитай, потом еще поговорим, обсудим.

— Почитаю.

— Только имей в виду, великий критик Белинский про «Повести Белкина» говорил то же, что ты про Искандера. Пустая вещь! До него не дошло.

— А до меня дойдет?

— Конечно. Со временем.

***

Зинаида сегодня пришла в необычное время, вечером. Никуда не спешит, видно, выдался свободный час. Сели ужинать, спокойно болтали. Большое дело, когда никуда не торопишься.

— Витька, а ведь ты нашел что искал.

— Почему ты решила?

— Физиономия довольная. Такая успокоенная, умиротворенная.

— Ты права, я нашел.

— Татьяне сказал?

— Нет.

— Почему?

— Видишь ли, может, она найдет что-то радостное, может, нерадостное, но это в любом случае беспокойство. Большая новость выводит из равновесия. Лучше пусть спокойно встретит праздники, потом скажу.

— Нет, ты неправильно решил. Скажи ей сегодня же.

— Хорошо, сделаю, как ты говоришь.

— В Новый год не будешь под окнами караулить?

— Это ты о привидении? Смеешься надо мной?

— Ладно, раз тебе неинтересно…

Помолчали. Продолжила разговор Зинаида:

— Татьяна… Какая она?

— Э-э… Она добрая. Это главное. Характер у нее есть. В остальном она как все мы, немножко шальная и неприкаянная. Ей главное поймать медведя за хвост. Вот разобрала рассказ, который никому не давался. А что будет дальше, какая от этого польза и выгода — это нас не касается.

— Небожительница? Поэтическая натура?

— Нет, она не экзальтированная дура. На земле живет, среди людей. Просто своим делом занимается со страстью. Певицы такие бывают. В жизни обычная баба, даже зубастая, но поет с наслаждением.

— Увлеченная. Но не зубастая?

— Нет. Честная и наивная.

Опять помолчали. На этот раз молчание нарушил он.

— А что ты вдруг про Татьяну стала расспрашивать?

— Ну, ты же знаешь, я с тобой ненадолго. После меня будет она. А мне не все равно, в чьи руки ты попадешь. Все-таки я к тебе неравнодушна!

Зинаида засмеялась, он за ней следом.

— Рассуждаешь в точности как Светлана. Ее вечно заботит, чтобы я в хорошие руки попал. По заветам баронессы Остен-Сакен. Или она графиня была, не помню.

— Что за Остен-Сакен? Про Остен-Бакена что-то помню, а про Остен-Сакен нет.

— Остен-Бакен — это шутка Ильфа и Петрова. Насмешничают, переиначили реальное имя. В России были бароны Остен-Сакен, графы Остен-Сакен. У Толстого была тетка Остен-Сакен. Она его очень любила, тревожилась за него, наставляла, учила жизни. В частности говорила: ничто так не образовывает молодого человека, как связь с порядочной женщиной. Светка точно так же думает. Вечная ее мечта, чтобы я попал в хорошие руки.

— Татьяна ей понравится?

— Ты ей понравишься. Будет огорчена, что у нас все так ненадолго. Татьяна ей тоже понравится, но по-другому. Милая интеллигентная барышня, хорошо воспитанная. Но у Татьяны нет властности в характере, она не командирша. А Светка считает, что меня надо схватить за шкирку и тащить, тащить…

— Она права. Сам никуда не пойдешь, тебе ничего не нужно.


***

Старик на этот раз приходил ненадолго, мелькнул и пропал. Во сне, конечно, потому что наяву он больше не являлся. Махнул рукой, проговорил торопливо:

— Не в том только дело, что три уха, а еще в том, что один глаз!

Снова махнул рукой и исчез, растаял.

***

……………..

……..

— Ты на капустник идешь?

— А как же!

— А на репетиции не ходишь?

— Не хожу. Я свой общественный долг выполнила, стишки для капустника написала, а на репетиции не пойду. Там слишком много светской жизни, сплошная княжна Джаваха…

— Что за Джаваха?

— У Чарской что-то такое было. Светская жизнь. Бурление тщеславия. Того позвали, того не позвали… Ужасная гадость! В клубе этого много, поэтому я хожу только на заседания. Никаких частных сборищ!

— Ты умная.

— Нет, родилась я дурой. А поумнела, как только меня первый раз оплевали. Именно эти великосветские дамы из клубного актива. Бомонд.

— Расскажи.

— Да что тут рассказывать, все устроилось в пять минут. Официальное заседание отменилось, потому что большой зал был занят каким-то важным казенным мероприятием. Актив пошушукался и решил не расходиться по домам, а закатить квартирник. Частное сборище. Мигом начинается это бурление вокруг списка — того зовем, этого не зовем. Агнцев туда, козлищ сюда… Меня все это не касается, я человек новый, сторонний, собралась домой, вдруг подходит юноша Игорь Черепков и застенчиво говорит, что хочет меня пригласить. Куда? На это сборище. Но как? Это же общественное дело, решает актив? Юноша Черепков говорит застенчиво, что для этого малого клубного заседания он предоставляет свою квартиру, все у него в гостях, и меня он тоже приглашает к себе в гости. Лично к себе, приватно. Актив тут ни при чем. Звучит резонно. Черепков милый юноша. И я купилась, пошла. А там в первые же минуты актив начинает работать, какая-то складчина намечается, кого-то хотят послать за выпивкой и закуской. Шепотом передается сообщение: сдавайте деньги Элле Мушкиной, она казначей. Иду к Элле Мушкиной со своей трешкой. И получаю оглушительную затрещину. Элла Мушкина смотрит на меня холодным взглядом, который означает: я тебя сюда не звала! Долго смотрит, секунд пятнадцать. Руку за моими деньгами не протягивает. Молчит. Я поворачиваюсь и исчезаю, не прощаясь с хозяином. Все! Больше никакой светской жизни. Никогда. Потом подходил как-то юноша Черепков, пытался объясниться… Мушкина не знала… Он не сказал, потому что думал, что это его личное дело… Я ответила просто: вы ошиблись, я жалею, что приняла ваше приглашение, а Мушкина не ошиблась, она грязная тварь, с которой я больше не могу находиться в одном помещении. Разве что в большом зале, да и то, если она в партере, а я на втором ярусе. Это пронеслось по активу: Потапова теперь сидит только на балконе, потому что Мушкина грязная тварь, с ней нельзя быть в одном помещении — и так далее. Дальше та же княжна Джаваха. Мушкина хочет объясниться. А я не хочу. Я вообще хожу на вечера с большим разбором, только когда мне интересно. И всегда сижу наверху, даже в буфет не спускаюсь…

— Отличная история! Как вы похожи с Агеевым! А стишки?

— Бронфенбренер намекнул, что оргкомитету надо помочь. А там оказалось, что наш тупой Аркаша великолепный юморист, сочиняет сценарии, Портнов тапер, блестящая пианистическая техника… И уж как-то я стишки написала.

— Ладно, приду послушать.

— Жанка, а как ты думаешь, не взять ли нам Агеева с собой на капустник?

Жанка выкатила глаза, захохотала.

— Что с тобой?

— Скажи, почему я минуту назад сказала, что вы с Агеевым похожи?

— Не знаю.

— Как в тумане живешь! Ты теперь не можешь произнести имя Мушкиной без присовокупления эпитета — грязная тварь Элла Мушкина! Это справедливо.

— Да. И что?

— А наш Агеев точно так же произносит имя Бронфенбренера — этот грязный негодяй Бронфенбренер. Никак иначе!

— Но почему?

— В точности по той же причине! Абсолютно по той же причине! Джаваха. Светская жизнь.

— Не понимаю. Они знакомы?

— Да, да… Они были знакомы. Ты все никак не поймешь, что Агеев в Москве давно. Больше двух лет постоянно. Раньше бывал наездами. У него здесь тетка, у нее обширные знакомства. Он впервые появился в клубе гораздо раньше тебя, ему было лет семнадцать. Приходил три раза в год. До прошлого сезона. Ты как раз два года в клубе, вы в прошлом году просто не совпадали, на разные заседания ходили. Понятно?

— Да. Что дальше?

— Дальше то же самое. Актив. Княжна Джаваха. Вас не приглашали!

— Да говори ты толком! Он тоже сунулся на квартирник?

— Нашла дурака! Он по этой части ученый. А попался в тысячу раз хуже тебя. Как раз потому, что считал Бронфенбренера порядочным человеком, а тот низкая гадина. Поиграл в Мушкину, окатил Агеева грязью ни за что ни про что.

— Рассказывай!

— Нынешним летом умерла старая актриса Мария Кнебель. Она была дочка издателя Кнебеля, известного еще до революции. У них в доме бывал Толстой, Мария Кнебель видела его девочкой¸сидела у него на коленях. Запомнила свое впечатление — старик был важный. При нем все робели. Потом она прожила длинную жизнь, была актрисой, преподавала, а в начале июня нынешнего года умерла. В клубе ее знали, она как-то приходила, выступала. К тому же оказалось, что она в каком-то дальнем родстве с Бронфенбренером. Или Каценеленбогеном. Или Дербаремдикером. Или с ними со всеми. Потому что это все старые интеллигентные московские семьи. Не удивлюсь, если там найдется еще родство с Пастернаком, у которого папа еще до революции состоял в Академии художеств. Или с Антоном Рубинштейном. А наш Агеев как раз всю эту старую интеллигентную публику презирает от души, они вызывают у него брезгливость.

— Почему?

— Потому что Пастернак — который младший, поэт, — с гнусной гордостью сообщал публике, что у них в семье никогда не говорили на жаргоне. Так в их кругу называли язык идиш. Потому что такой человек, как наш профессор Б., для этих старых аристократов слишком местечковый и отсталый, он с детства говорил на идиш и даже писал стихи. Таких, как профессор Б., наш Агеев любит больше жизни, а Пастернаков-Мандельштамов презирает. Но на похороны старухи Кнебель пошел. Ему позвонили, он и пошел.

— Кто позвонил?

— Джаваха. Сначала Бронфенбренер позвонил Мушкиной, а она стала поднимать народ. Вынос тела из театра, такого-то числа, в такой-то час. Если кто имеет возможность прийти… Это в пять минут облетело весь клуб, и кто-то позвонил Агееву, он как раз был в Москве. Он и пришел.

— Что дальше?

— Дальше опять Джаваха. Подходит к Агееву Бронфенбренер. Здрасти, то да се, давно вас не было в Москве… Далее Бронфенбренер говорит, что ему неловко. Он не думал, что его звонок кому-то из актива поймут как требование явиться всем, в обязательном порядке. Что людей сорвут с места… Что вытащат даже тех, кто в Москве бывает редко… Так что, если у вас есть другие дела… ваше присутствие не обязательно… Агеев похлопал глазами, повернулся и пошел. В точности твоя история! Бронфенбренер гнусный мерзавец, к нему теперь нельзя приближаться на пушечный выстрел, с ним нельзя здороваться на улице… С его женой Агеев с большим усилием поздоровался, когда увидел ее в консерватории.

— Здесь какое-то недоразумение…

— Татьяна! Я тебя серьезно предупреждаю! Ты вообще не лживая, не лицемерная, но сейчас пошла по этой дорожке. Ты поняла, кто такая Мушкина. Но когда такой номер отколол Бронфенбренер, ты начинаешь искать оправданий. Ах, это недоразумение… Неужели? А что значат слова — ваше присутствие не обязательно?

— Вообще они значат «пошел вон». Но мне трудно поверить, чтобы Бронфенбренер…

— Потому что он воспитанный, он старый московский интеллигент… типичный пастернак… Не вздумай такое сказать при Агееве!

— Не буду. Ничего не понимаю в этой истории.

— И не вздумай выяснять. Это опять Джаваха.

***

…………………………….

………………..




:oops: :oops: :oops: :oops:
Ответить