Viktoria писал(а): ↑Пн дек 30, 2024 11:46 pm
Хаген писал(а): ↑Пн дек 30, 2024 11:39 pm
На войне всякое бывает. Но в мирное время это преступление.
«Выжженная земля» в малом масштабе?
А кто в мирное время додумается? И ради чего? Ясно же, что ничем хорошим подобное не кончится, даже не важно, чьи это посевы.
Не выжженная земля, а сражение, где не смотрят, что под ногами что у людей, что у лошадей. В Европе же сплошь и рядом вытаптывали поля просто на охоте, а то и прогулке, а в России и куда позже, чем в XVI веке.
В пасмурный, но недождливый день в конце лета я с братом моим и с гувернером гуляли в поле, довольно далеко от нашей усадьбы. Вдруг видим: едет, навстречу нам, большая толпа охотников в нарядных кафтанах. На сворах у них было множество гончих и борзых собак. За толпой этой тянулся целый ряд линеек тройками, а на одной, особенно длинной, лежал человек. То был Лев Дмитриевич Измайлов. Лицо его было одутловато и багрово, большие глаза горели ярким огнем. Почему-то он очень пристально поглядел в нашу сторону, и, как мне показалось, именно на меня, — и чрезвычайно тяжелое впечатление произвел на меня взор его, в котором, как хорошо помню и теперь, было что-то необыкновенно жесткое, суровое и повелительное. Воротившись домой, я рассказал за обедом отцу о встрече нашей с Измайловской охотой. Отец сильно поморщился. — Да, — сказал он, — этот наезд генеральской охоты на наши поля обойдется мне рублей в пятьсот, а пожалуй и больше…
А те поля принадлежали дворянину, помещику! С крестьянами же вообще никто не церемонился.
Выезд большого барина на охоту был для окрестных жителей, и крестьян, и мелких помещиков, из тех, что по каким-то причинам не присоединились к барской свите, беспокойным временем. Лихие охотники, наслаждаясь своей безнаказанностью за спиной всесильного покровителя, не церемонились с чужим имуществом. Всадники вытаптывали поля, губили посевы, собаки нападали на домашнюю птицу и скот. Всякий, кто оказывался поблизости, не мог считать себя в безопасности. Видевший такую охоту современник вспоминал: «Когда псари и псарня расставятся по местам, то по занятому ими полю не проходи уже и не проезжай никто — запорют кнутьями… Это была уже не компания благородных людей, дворян-охотников, а неистовствующая шайка охальников и разбойников».
Так было и в Королевстве при старом режиме.