16. Пропущенная глава
………………..
…………..
Он знал, что это особая форма безумия. Ну, не клиническое что-то, клиническая психиатрия знает всего три болезни: шизофрения, эпилепсия и маниакально-депрессивный психоз. А здесь не то, здесь нет клиники, но есть какие-то особенности, какие-то деформации картины мира. В этой картине какие-то подробности беспричинно подчеркнуты, какие-то поставлены под сомнение как не совсем настоящие. Сделано это самыми простыми средствами, орфографией и пунктуацией. Кавычки и употребление прописных букв. Ну, еще кое-что по мелочи. Многоточия…
На перекрестке образовалась «пробка», и машины выстроились в длинный «хвост». Из последней машины в «хвосте» выскочили Парторг и Комсорг. Парторг выхватил из кармана «браунинг» и начал из него «палить».
Неизвестно, какими умными словами это назовет квалифицированный психиатр, но по-нашему, по-простому ясно, что текст написан идиотом. Идиот с несуразной точностью улавливает малейшие отклонения от буквального смысла слов. В бутылке пробка, а на дороге «пробка». Почему «палить» в кавычках? Тоже переносный смысл? Или это жаргонизм, который надо отделить от литературной нормы? Почему комсорг с прописной? Он возвышен над прочими людьми? Ваше Превосходительство? Трудно догадаться. Темна душа идиота. А ведь так пишут все неучи, коих большинство. Почти все. Он этой макулатуры начитался.
А иной раз эта бредовая картина жизни проецирутся с бумаги обратно в жизнь. С высокой степенью настоятельности и принудительности.
В класс вошла Учительница и вызвала Агеева к доске. Он явно «плавал». Мялся, «мычал». Тогда она «влепила» ему «двойку». Он «потащил» дневник домой. Дома все «хреново» Я твоя Тетя, не смей со мной «пререкаться»! Помни, что ты Школьник, принесешь еще одну «двойку» — я тебе «всыплю». Ты будешь наказан, я буду тебя «сечь». Мне звонила Учительница, грозилась пойти к Завучу! А твоя Репетиторша пуще того…
Это же в точности то самое произведение про Комсорга и Парторга, которые выхватывают «браунинг» и начинают из него «палить».
Вся семантика смещена, сдвинута. Дикая графоманская писанина материализуется, оживают грозные фигуры Тети и Учительницы. Причем эти тени чужих слов, эти зыбкие продукты искаженной семантики обнаруживаются не там, где им надлежит быть. А там, где их появление не реальнее появления римского папы.
Бредовая филология правит миром…
Конечно, это все понарошку, тут условность всех вещей и отношений выпирает, намеренно подчеркивается. Это игра. Но только отчасти игра, отчасти понарошку, потому что ты эти условия игры принял. Как говорил поэт Михалков: смейтесь, смейтесь, а слушать будете стоя! Он был прав, гимн слушают стоя. А ты согласился пойти в школу, это немножко смешно, ты не испытываешь священного трепета перед школой и учительницей, не пишешь эти слова с прописной, но когда учительница входит в класс, ты встаешь. И до конца урока без ее разрешения не выйдешь. Условность? А попробуй ее нарушить! Она вошла, а ты остался сидеть… Как тебе такой план?
***
На кого он похож? Нет, не внешностью, а манерой действовать. Она вспомнила. Похож на Олега Васильевича. Был у нее когда-то такой начальник. Хороший дядька, энергичный, деловой и справедливый. Он был военный, его рано отправили в отставку в звании полковника. Сорок пять лет, он еще крепкий, полный сил человек, и на тебе — пенсионер. Научиться рыбу удить? Дудки. Он нашел работу. Кто-то догадался, что энергичный командир в чине полковника очень подойдет большому отделу, где в штате числится пятьдесят два человека, библиографы и редакторы, в большинстве бабы… Все правильно, у него дело пошло. Разгреб завалы. Но в самом начале была странность. Новость объявили всему отделу: с понедельника у вас новый начальник. Он не пришел ни в понедельник, ни во вторник. Он пришел в четверг. Где он был три дня? Этого никто не знал. И только гораздо позже кое-кто догадался. Те, кто ощутил это на себе. Новый начальник первым делом пошел в отдел кадров и проштудировал все пятьдесят два личных дела. На это ушло три дня. Ему надо все про всех знать. Нашел все пробелы, нестыковки в биографиях. Сашка Бусин сидел, Андрюша Кашин в институте не учился, диплом купил… Даты не сходятся… Начальник все знает, но не показывает этого. До поры до времени. У него такая манера работы, он по своей военной специальности следователь, расследовал авиакатастрофы…
По работе это полезное свойство, а в личном общении неприятное. Когда человек все про всех знает…
***
Светлана мягко улыбалась.
— Мы ведь оба понимаем, что значат эти слова. Запись в тетради «обратить внимание» — это кое-что.
— Ничего не значат. Они значат, что мы репетиторшу сбили с толку. Толкнули на несуразный поступок. Тетя требует оценок за каждый урок! Тетя зверь… Ну, раз тетя требует оценок, училка требует принятия мер. Логично. Резонно. Но очень глупо и неловко.
Светлана продолжала улыбаться.
— Витька, не морочь мне голову. Я ведь видела вас с ней на балконе. Она интересная девица. Брюнетка, серые глаза. Только ты принялся ее окучивать, только собрался назначить свидание, вдруг сюрприз. Познакомьтесь, Кривчиков, это ваша новая учительница английского!
— Света, не придумывай!
— Да я же не осуждаю, я все понимаю. Это законно, естественно. Поболтали. Посмотрели друг на друга. Ты пригласил барышню в театр. Она предусмотрительно отправила на этот вечер дочку к бабушке. Театр, допустим, Моссовета. Классика, «Правда хорошо, а счастье лучше!» Посмотрели на старенькую Раневскую, на Юрского, на Стеблова. Прекрасный состав! После спектакля ты провожаешь барышню домой. Конечно, у подъезда остановились, еще немножко поболтали. Тут как бы неожиданно тебе предлагают подняться, выпить кофе. Ну, так принято. За столом еще рассказали друг другу самые забавные из шуток и афоризмов Раневской, она этим знаменита. Все прилично, достойно. Можно еще обсудить особенности драматургии Островского… Спешить некуда, Кривчикова дома никто не ждет, он большой мальчик, никто не проверяет, в котором часу он вернулся. Может и вовсе не вернуться до утра… Все законно. Вдруг катастрофа — эта брюнетка наша новая репетиторша! Витька, вы все отменили или только отложили на время?
— Мы ничего не успели.
Он приврал…
— Ладно, пусть так. Но теперь вы оба с нетерпением дожидаетесь окончания уроков. Тогда можно пойти на Раневскую. До того — ни-ни. Эта барышня добросовестна, у нее дело на первом месте. Чувство долга!
— Это да.
— Душу из тебя вытрясет!
— Тоже верно.
— Так зачем ты говоришь вздор, что мы ее спровоцировали, что она сотворила что-то глупое и неловкое…
— Света, ты знаешь, о чем я говорю.
— Знаю. И мне кажется, что затея твоей учительницы не такая уж глупая.
— Неужели?
— Не смотри на меня так! Это в действительности имеет смысл. Простой и полезный. Каждый раз, когда училка выводит в тетради оценку, большой мальчик Кривчиков заметно краснеет. Это очень хорошо, очень полезно!
— Света!
— Что? Я бы даже настаивала на том, что все правильно, это моя обязанность, я назвалась теткой, я от учительницы требовала… Но боюсь, что глупый ребенок Кривчиков сбежит. У него же по городу четыре запасных аэродрома.
— Не преувеличивай…
— Меньше четырех? Не может быть! Я даже боюсь спрашивать, сколько ты платишь за наем пяти комнат в разных концах Москвы…
— Шести. И в каждой комнате длинноногая блондинка, не забывай этого!
Они так перешучивались, но вообще дела с английским шли на лад. Кривчиков старался.
***
17. Пилястры и фронтон
Агеев положил на кухонный стол листочек бумаги и сделал сообщение:
— Вот они. Он Дмитрий Васильевич Гилевский, она Екатерина Илларионовна Гилевская. Год рождения есть. Ничего сверх этого пока добыть не удалось.
— Уже что-то! Спасибо Агеев!
……………………..
………………